Все, что нужно знать об охлаждающих жидкостях - AUDI-TOGLIATTI.RU

Все, что нужно знать об охлаждающих жидкостях

Как выбрать антифриз. Какой антифриз лучше заливать

Антифриз, охлаждающая жидкость, тосол — варианты названий жидкости для заполнения системы охлаждения двигателя. Расшифровки:

  • Слово «антифриз» просто является транслитерацией от английского antifreeze — незамерзающий.
  • «Тосол» — первая отечественная охлаждающая жидкость общего применения, название расшифровывается как «Технология Органического Синтеза».
  • Термин «охлаждающая жидкость» наиболее точно отображает суть для обозначения подобных составов.
  • По-немецки охлаждающая жидкость называется Kuhlerfrostschutz и расшифровывается как защита радиатора от замерзания.

Для чего нужен и как работает антифриз?

Функционал современных автомобильных антифризов:

  1. Отвод тепла от двух ключевых компонентов: двигателя и автоматической коробки передач.
  2. Отопление салона в холодное время года, создание комфортного микроклимата.
  3. Обеспечение антикоррозионной защиты системы охлаждения.

Важно знать! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза, поэтому влияет на конечную стоимость.

Отведение тепла и обогрев производятся за счет передачи тепла твердому телу: радиатору или рубашке охлаждения двигателя. Процесс исследован и описывается математической формулой.

Антикоррозионная защита организуется по следующему принципу. Конструкция системы охлаждения состоит из большого количества элементов, которые изготовлены из разных материалов: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резина и другие эластомерные компоненты. Каждый из перечисленных пунктов нуждается в отдельном виде защиты, причем на длительное время. Для этого разработчиками был использован низкозамерзающий компонент — моноэтиленгликоль, который является для автомобильных антифризов основным. В зависимости от пропорций в составе он обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.

Различия между антифризами базируются на использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Последние отличаются между собой:

  • принципами антикоррозионной защиты;
  • совместимостью с материалами;
  • сроками службы.

Поэтому каждый антифриз ориентирован под определенные марки автомобилей и отдельные условия эксплуатации. Разница в присадках напрямую влияет на совместимость.

Почему нельзя выбирать дешевый антифриз?

Подавляющее большинство антифризов хорошо справляется с основной функцией отвода тепла от двигателя и автоматической коробки передач. Так почему же не выбрать самый дешевый антифриз?

Как уже упоминалось выше, одной из базовых функций антифриза является антикоррозионная защита системы охлаждения. За это отвечают специальные дорогостоящие пакеты присадок. По этой причине именно качество и количество присадок напрямую влияет на конечную стоимость антифриза.

Крайне внимательно подходите к выбору марки антифриза. Помимо нужной спецификации обращайте внимание на цену. Это тот случай, когда не стоит экономить лишние несколько сотен рублей, выбирая наиболее дешевый продукт на полке. Лучше выбирайте антифриз только известных вам брендов, которым доверяете.

Антифризы Liqui Moly делаются на основе высококачественных пакетов антикоррозионных присадок и выпускаются в виде концентратов или готовых к использованию жидкостей. Подобрать рекомендованный производителем вид антифриза можно здесь.

Виды антифризов

Антифризы можно разделять по нескольким критериям. Сами потребители чаще всего их различают по цветам. Отличаются пакетами антикоррозионных присадок и индивидуальны практически под каждого автопроизводителя, имеют региональные особенности и различный цвет.

В США распространены антифризы с фосфатными присадками, а в Европе такой формат не используется. В Японии применяют гибридные антифризы, содержащие фосфаты и карбоновые кислоты, то есть нечто среднее между США и Европой.

Формула каждого антифриза разрабатывается и испытывается годами с учетом материалов, используемых в конкретной системе охлаждения, поскольку у каждого автопроизводителя свои поставщики комплектующих. Даже сорта резины могут отличаться, не говоря уже о составе металла, из которого изготавливаются двигатели и радиаторы. Антифриз должен быть окрашен как и любая техническая жидкость, но выбор цвета ничего не говорит о качественных показателях. Один и тот же антифриз может быть любого цвета по прихоти производителя.

Важно! Выбор антифриза по цвету – заблуждение покупателя, которое может привести к серьезным негативным последствиям.

Правильная классификация антифризов

Широкий ассортимент комбинаций и цветов антифриза с легкостью вводит автомобилиста в заблуждение. Но на деле, систематизация возможна и имеет под собой основание. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей делятся на группы и подгруппы.

Неорганические (гибридные первого поколения) антифризы. Часто называемые силикатными из-за содержания силикатов. Могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые — одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции. Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы:

  1. Североамериканские. Присутствуют фосфаты. Есть отдельная подгруппа антифризов, называемых Low Silicate Formula. Они имеют пониженное содержание силикатов.
  2. Европейские. Использование фосфатов запрещено. Отсутствует содержание аминов и некоторых из видов нитритов.

За последний десяток лет у большинства антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, поэтому они идут как аналог американских Low Silicate Formula.

На этикетке антифризов силикатного типа присутствует маркировка G11 или G48.

В ассортименте Liqui Moly GmbH такой антифриз называется Kuhlerfrostschutz KFS 11.

G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу практически идентичны, а также схожи с антифризами Texaco Havoline Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является содержание преимущественно двух и более типов карбоксилатных кислот, но не включают силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов. В ассортименте Liqui Moly GmbH антифризу G12+ соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 12+, а G33 соответствует Kuhlerfrostschutz KFS 33.

  • Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.
  • Лобридные (G40). Используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2 или Toyota LFC) и небольшое количество силикатов. Согласно описанию не содержит фосфатов. На деле они присутствуют в незначительном количестве. Цвета антифриза разные: желтый, зеленый или оранжевый. Этому классу антифризов соответствует Liqui Moly Kuhlerfrostschutz KFS 12++. Здесь много нюансов: какой используется автопроизводитель, модель автомобиля и даже заливка (конвейер или сервис).

    Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.

    Какой антифриз нужно использовать в моем автомобиле?

    Еще раз! Не выбирайте антифриз только по цвету! Очень велика возможность ошибки!

    Правильно использовать продукт, который заливался при производстве автомобиля. Класс антифриза вносится в инструкцию по эксплуатации и попадает в программы подбора. Поэтому не стоит обращать внимание на цвет антифриза. Например, один и тот же продукт итальянской компании Fraber может быть окрашен в синий, зеленый, красный или желтый цвет.

    Рекомендуется выбирать антифриз исключительно в соответствии с требованиями автопроизводителя!

    Нужно долить. Как не ошибиться?

    Если вы не знаете или не помните, какой антифриз залит в машине (например, предыдущим автовладельцем), мы советуем: полностью заменить содержимое системы охлаждения с промывкой на рекомендованный автопроизводителем сорт антифриза, записать или запомнить его сорт и далее по мере необходимости доливать уже только его. При доливке малого количества антифриза можно использовать дистиллированную воду.

    Если требуется незначительная доливка, а подходящего антифриза в наличии нет, то доливается дистиллированная вода. Она компенсирует потерю объема жидкости от испарения.

    Что будет, если смешать несколько разных антифризов?

    Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве, поэтому цвет не несет информации о рабочих качествах и свойствах.

    При смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из наиболее опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.

    Возможные последствия от смешивания антифризов разных производителей:

    1. Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
    2. Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
    3. Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
    4. Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.

    Таблица смешивания антифризов различных стандартов.

    Как правильно поменять антифриз?

    Не приобретайте дешевые антифризы от неизвестных производителей!

    Если вы заметили, что антифриз стал уходить, то в системе у вас, скорее всего, образовалась течь. В этой ситуации мы советуем определить место утечки. Если это не гибкий шланг, а повреждение составляет менее 0,2 сантиметров, то не расстраивайтесь — воспользуйтесь герметиком системы охлаждения. Крайне важно выбрать герметик беспорошковой консистенции, который не забьет каналы и остатки сольются вместе с антифризом. Мы рекомендуем воспользоваться герметиком системы охлаждения Liqui Moly.

    Если вы решили заменить антифриз в системе охлаждения, то рекомендуемая последовательность действия следующая:

    1. Использование очистителя (промывки) системы охлаждения перед тем, как слить антифриз. Эта важный шаг, который позволит очистить контур охлаждения от накипи и уже накопившихся загрязнений.
    2. Слить антифриз из современного автомобиля — задача для профессионала. Достаточно часто отсутствуют специальные сливные пробки, обычно расположенные на нижнем бачке радиатора и на блоке цилиндров. В этом случае необходимо снять нижний патрубок радиатора и сливать антифриз с него. Важно: любой антифриз ядовит для человека и крайне вреден при попадании в почву или в водоемы. Поэтому необходимо приложить все усилия для сбора и правильной утилизации старого продукта.
    3. Заливается антифриз непосредственно в радиатор, через пробку, или, при отсутствии пробки на радиаторе, через горловину расширительного бачка.

    Европейские инструкции чаще рекомендуют использовать водорастворимые концентраты, но следует помнить, что европейские зимы более мягкие, нежели российские реалии и пропорции должны быть другими. Разбавляя 1:1 европейский концентрат, вы получите защиту от замерзания -36°С, что маловато для России, так как первые кристаллы льда появляются уже при температуре -32°С. Европейские концентраты нужно разводить в увеличенной пропорции. При разведении желательно использовать дистиллированную воду, но допускается использование и чистой водопроводной воды.

    Если перед заменой антифриза использовалась промывка, то в системе охлаждения есть остаток промывочной воды. Надо заливать сначала чистый концентрат исходя из полного объема системы. То есть, если в системе всего умещается 10 литров, то залейте 5 литров концентрата, а затем долейте водой до заполнения. Так вы получите правильную концентрацию и температуру застывания.

    Читайте также  Инструмент для ремонта ГБЦ

    Не выбирайте антифриз по цвету! Ориентируйтесь на спецификацию производителя. Старайтесь избегать дешевых антифризов. Выбирайте антифризы проверенных производителей, которым вы доверяете. Мы советуем использовать антифризы немецкого производителя Liqui Moly. Продукция великолепно выполняет функции по отводу тепла от двигателя, а также содержит дорогостоящие комплексы антикоррозийных присадок.

    Вызывают огонь на себя: 13 вопросов об антифризах

    О чем говорит цвет ОЖ?

    Ни о чем. Все охлаждающие жидкости изначально бесцветны! Никакого отношения к химическому составу цвет не имеет. Поэтому жидкости одного цвета могут отличаться друг от друга по составу, а разноцветные — быть одинаковыми. В отдельных случаях производитель специально придает жидкости тот или иной оттенок по заказу конкретного автопроизводителя, но это исключительно по указке маркетологов. Во многих случаях цвет антифриза может изменяться при эксплуатации; это зависит от стойкости красителя и не означает, что антифриз пора менять. Вот если в нем появляются продукты коррозии в виде ржавой мути — записывайтесь в автосервис.

    Существуют ли в России нормативные документы на ОЖ?

    Единственный регламентирующий документ — ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие». Ему уже почти четверть века, хотя подобные бумаги должны обновляться минимум раз в десять лет. Документ распространяется только на жидкости, изготовленные на основе этиленгликоля, — поэтому производитель, который решит выпускать антифриз на иной основе, может его игнорировать. На практике производители используют свои технические условия (ТУ), занося в них только заведомо беспроигрышную информацию. Потому-то на прилавках порой и появляются ОЖ, замерзающие уже при —25 °C и закипающие раньше чайника на плите. Подробности — в разделе про глицериновые жидкости.

    Что и с чем можно смешивать?

    В идеале надо использовать такой же (оригинальный) антифриз, что был залит на автозаводе. Но кто же знает, что там залили? И реально ли купить точно такой же? Поэтому попытайтесь выяснить хотя бы тип применяемой ОЖ. В этом может помочь сайт автопроизводителя. Но, скорее всего, удастся найти только кодированные обозначения. Чтобы их расшифровать, воспользуйтесь таблицей (см. выше) со спецификациями некоторых автомобильных компаний.

    Любопытно, что российские автомобильные компании АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ и ЯМЗ пока не делают различий между типами антифризов. У них есть перечни одобренных ОЖ, которые успешно прошли заводские испытания, — там вперемежку и карбоксилатные, и гибридные, и традиционные жидкости. Японские и корейские производители продвигают собственные ОЖ, которые, как правило, имеют названия, идентичные марке автомобиля (Toyota, Nissan, Honda). В основном это карбоксилатные или лобридные антифризы. Поскольку на российском рынке такие антифризы представлены слабо, сервисмены обычно подбирают им замену — как правило, из числа хороших карбоксилатных. Китайские автомобильные компании, по нашим сведениям, вообще не предъявляют каких-либо требований к ОЖ.

    Если тип рекомендованной для вашего автомобиля ОЖ выяснить не удалось, используйте на замену антифриз карбоксилатного типа как наиболее универсальный. Разумеется, после слива старой жидкости систему охлаждения надо тщательно промыть.

    Что использовать на доливку?

    А вот воду, напротив, доливайте смело! Если речь идет о восполнении небольшого объема, 100–200 мл, то можно долить в бачок дистиллированную или просто фильтрованную воду. Баланс присадок при этом заведомо не нарушится, а температура замерзания восстановится, поскольку мы фактически замещаем воду, испарившуюся из антифриза при возникновении в системе избыточного давления.

    Если доливать предстоит более 200 мл, то используйте антифриз того же типа, что уже был залит в автомобиле. Иными словами, в карбоксилатный антифриз следует доливать карбоксилатный, в гибридный — гибридный и т. п. На крайний случай универсальным средством можно считать карбоксилатную ОЖ.

    Смешивать антифризы разных типов запрещается — такого принципа придерживаются ведущие автомобильные компании. Перечень антифризов, сгруппированных по типам, приведен в таблице. В случае утечки ОЖ, когда доливать надо более трети всего объема, лучше заменить антифриз целиком.

    Можно ли выпариванием получить более низкотемпературное зелье?

    Честно говоря, трудно представить человека, который будет выпаривать ОЖ, чтобы понизить температуру замерзания.

    Хотя это возможно: при кипении из антифриза испаряется вода, а значит, повышается концентрация этиленгликоля. Однако когда его концентрация превысит 65%, температура замерзания ОЖ начнет повышаться.

    Кто и зачем придумал глицериновые ОЖ?

    Этиленгликоль — жидкость недешевая. А глицерин — побочный продукт производства биодизельного топлива и стоит копейки. Вдобавок для человека практически безвреден. Однако антифриз на основе глицерина при отрицательных температурах становится вязким. Жидкость не циркулирует с необходимой скоростью в системе охлаждения, в результате мотор может перегреться.

    Другая неприятная особенность таких антифризов — повышенная коррозионная активность: уже после 10 000 км пробега ОЖ начинает разъедать элементы системы охлаждения.

    Чтобы антифриз не замерзал при —25 °C, изготовители добавляют метанол, который существенно снижает температуру замерзания. Но метанол — низкокипящая жидкость (Ткип = 64,5 °C), к тому же легковоспламеняющаяся (Твспышки = 11 °C). Поэтому при более высоких температурах он начинает активно испаряться, порождая воздушные пробки и снижая температуру кипения ОЖ, что вызывает кавитацию на гильзах и разрушение водяного насоса. И даже повышает риск воспламенения ОЖ в автомобиле.

    Кроме того, метанол является сильнейшим растворителем и в нагретом виде портит алюминиевые, резиновые и полимерные детали, с которыми контактирует.

    Промывать или нет?

    Самый простой способ промывки — залить в систему охлаждения чистую воду и «погонять» двигатель 10–15 минут на минимальных холостых. Но лучше в промывочную воду добавить приблизительно 20% нового антифриза (или 10% концентрата).

    Если система охлаждения была сильно загрязнена, о чем можно судить по состоянию слитой промывочной жидкости, то промывку лучше повторить. Само собой, не стоит заливать холодную жидкость в горячий двигатель, чтобы тот не повторил судьбу треснувшего Царь-колокола. Двигателю надо дать остывать в течение нескольких минут.

    Каков реальный срок службы ОЖ?

    Этот срок определяет производитель автомобиля, а не антифриза. Руководствуется он собственными соображениями, зачастую чисто коммерческими. Например, антифризу Havoline XLC компании GM и VW дают «пожизненный срок» (fill for life), Ford дает десять лет или 240 000 км пробега, Mercedes-Benz — пять лет, АВТОВАЗ — 75 000 км пробега. BMW и Mitsubishi рекомендуют менять ОЖ каждые четыре года, Daimler — раз в пятнадцать лет, General Motors, Mazda и Renault в отдельных случаях говорят, что смена не нужна в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Подчеркнем, что речь идет только об ОЖ, одобренных этими компаниями.

    Можно ли заливать в старую машину современную ОЖ?

    В древнюю машину вполне можно заливать современную ОЖ. Но тут вновь встает вопрос смешения, если неизвестно, что было залито ранее и в каком оно пребывает состоянии. Поэтому лучше слить старую ОЖ, промыть систему и залить новую. В любом случае при выборе ОЖ необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя, указанными в сервисной книжке автомобиля.

    Подделка или не подделка?

    Общей рекомендации, к сожалению, нет. Это только в старых фильмах у отрицательных персонажей омерзительные физиономии — а в жизни они умело притворяются. Поэтому лучшее, что может сделать покупатель, — оценить правдивость информации на этикетке, усеянной ссылками на Audi, Ford, BMW и другие компании. Но единственное, что заслуживает внимания, — наличие утвержденных допусков: об этом говорит термин approved.

    Проверить наличие такого допуска очень просто: достаточно зайти на официальный сайт автопроизводителя и ознакомиться со списком фирм, получивших его официальное одобрение.

    АНТИФРИЗЫ И ТОСОЛЫ

    В стародавние времена в радиаторы автомобилей заливали воду. В мороз ее разбавляли этиленгликолем, дабы избежать замерзания. Такая смесь превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда, которая не угрожала разорвать блок цилиндров и радиатор. Фактически это и был первый антифриз (в переводе: «против мороза», «незамерзающий»).

    Однако вскоре выявились проблемы, связанные с высокой коррозионной активностью этиленгликоля. Циркулируя по системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока. Поэтому в институте ГосНИИОХТ создали ОЖ оригинального состава — присадки образовывали на металлических поверхностях слой, защищающий детали от воздействия этиленгликоля.

    Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился ТОСОЛ — именно эту жидкость начали заливать в появившиеся вскоре автомобили Жигули. Название из аббревиатуры (ТОСОЛ) потихоньку превратилось в имя нарицательное (тосол). А поскольку Жигули в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и тосол попал в разряд элитных жидкостей для избранных. Тогда же в головах сформировался стереотип: мол, тосол — это жидкость, пригодная только для Жигулей.

    Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

    Выбор и полная замена антифриза

    С течением времени происходит «старение» охлаждающей жидкости: изменяется количественный и химический состав компонентов, и как следствие – перегрев и поломка мотора. Своевременная полная замена антифриза поможет сохранить работоспособность механизмов, а также уберечь узлы и детали двигателя от преждевременного износа.

    Что такое антифриз

    Антифриз – это название отдельной категории незамерзающих жидкостей, служащих для охлаждения ДВС. ОЖ в процессе эксплуатации силовых агрегатов предотвращают повреждения комплектующих мотора и обеспечивают стабильную работу механизмов в условиях низких и высоких температур.

    Главная особенность незамерзающих растворов – низкий коэффициент расширения. Если чистая вода, в случае замерзания, увеличивается в объеме на 9%, то охлаждающие жидкости на 1,5–3,5%. Кроме этого, ОЖ не кристаллизуются, а превращаются в рыхлую пластичную массу, которая не наносит никакого вреда двигателю.

    Классификация антифризов по составу

    По структуре ОЖ делятся на следующие категории:

    1. этиленгликолевые;
    2. глицериновые;
    3. солевые;
    4. спиртовые.

    Гликолевые

    Их изготавливают на основе двухатомного спирта, дистиллированной воды и присадок. При замерзании этиленгликолевые растворы не кристаллизуются и не повреждают рубашку системы охлаждения.

    Читайте также  Положение рук на руле

    Глицериновые

    Обладают низким порогом замерзания. При концентрации реагента в воде 67% и более, нижний порог кристаллизации равен – 50°C. Температура кипения – 110–120°C. Субстанции характеризуются высокими смазывающими и антикоррозийными качествами.

    Спиртосодержащие

    Сюда относятся этиловые, метиловые, изопропиловые, они также могут выступать в качестве антифризов. Однако их температура кипения ниже 100°С. Поэтому, применение таких растворов возможно только в низкотемпературных климатических зонах.

    Солевые

    Представляют собой водные смеси хлоридов кальция, магния, натрия. При определенных условиях могут способствовать электрохимической коррозии. Для широкого применения необходим комплекс модифицирующих присадок, что значительно влияет на стоимость продукта.

    Антифризы могут выпускаться в форме концентрированных составов или в виде готовых к употреблению растворов.

    Классификация охладающей жидкости по виду

    По набору модификаторов ОЖ делятся на 4 категории:

    1. традиционные;
    2. карбоксилатные;
    3. гибридные;
    4. лобридные.

    Традиционные незамерзающие жидкости состоят из гликолевых соединений, воды и набора неорганических присадок:

    • фосфатов;
    • силикатов;
    • аминов;
    • боратов;
    • нитритов.

    Главный недостаток – непродолжительный срок службы (≤ 60000 км), а также риск выпадения силикатного осадка, нарушающего теплоотвод. Такие композиты применяются только в старых моделях автомобилей.

    Карбоксилатные изготавливаются на основе этиленгликолей, воды и органических присадок. Считаются лучшими в своем классе, так как главным компонентом модифицирующих добавок выступают соли карбоновых кислот, имеющие высокие антикоррозионные и антиокислительные свойства. Срок службы – от 3 лет и более.

    Гибридные антифризы – это химические смеси традиционных и карбоновых антифризов, взятых в определенных пропорциях.

    Лобридные представляют собой субстанции, состоящие из воды, этиленгликоля и минеральных присадок. Подходят для всех современных автомобилей. По своим характеристикам они сравнимы с карбоксилатными антифризами.

    Эксплуатационные требования к охлаждающей жидкости

    Главная задача антифриза – защитить двигатель от перегрева, и обеспечить сохранность системы охлаждения в зимний период.

    Требования, предъявляемые к охлаждающим жидкостям:

    • высокая теплопроводность и теплоемкость;
    • низкий порог начала замерзания;
    • температура кипения выше 110°C;
    • оптимальный индекс вязкости в рабочем диапазоне температур;
    • высокие антипенные свойства;
    • антикоррозионные и антиокислительные качества;
    • совместимость с полимерами и цветными металлами.

    Замена антифриза своими руками

    Полная замена жидкости в системе охлаждения требуется в следующих ситуациях:

    • Закончился срок эксплуатации.
    • Перегрев двигателя.
    • Изменился цвет раствора.
    • Помутнение смеси, и выпадение нерастворимого осадка.
    • Выполнение ремонтных работ в двигателе.

    Заливка нового охладителя делится на три этапа: слив старого; промывка; заполнение системы чистым антифризом.

    Как сливать антифриз полностью

    1. Установить автомобиль на яму, подъемник или эстакаду.
    2. Снять крышки с расширительного бачка и горловины радиатора.
    3. Открыть краник на блоке цилиндров.
    4. Слить остатки жидкости из радиатора.
    5. Закрыть вентили и приступить к следующей операции.

    Промывка системы

    Мойку системы охлаждения желательно проводить в любых ситуациях. Единственная причина, по которой можно избежать этой процедуры – это если старый антифриз находится в актуальном состоянии или новая жидкость относится к тому же классу, что и старый состав.

    Существует два способа промывки двигателя. Первый – это использование специального состава (инструкция находится на тыльной стороне упаковки). Второй – если система охлаждения относительно чистая, то можно использовать водопроводную воду с добавлением 15–20% новой ОЖ.

    Для промывки водным раствором:

    1. Заливаем в расширительный бачок водную смесь.
    2. На 15–20 минут запускаем двигатель.
    3. Глушим мотор и даем немного отстояться.
    4. Открываем краники, и сливаем жидкость.

    Если качество сливаемой отработки не удовлетворяет поставленным требованиям, то можно вновь залить промывочный раствор, и повторить процесс.

    Заполнение системы новым антифризом

    Закрываем сливные вентили, и через расширительный бачок заливаем чистый антифриз. Объем заливаемой жидкости вначале фиксируем в горловине радиатора, а затем ориентируемся по меткам на корпусе расширительного бачка. Запускаем двигатель, и даем ему 5–10 минут поработать на холостых оборотах.

    Затем проверяем герметичность соединений (патрубки, краники), и смотрим уровень жидкости в расширительном бачке. При необходимости доливаем антифриз, устанавливаем и подтягиваем крышки бачка и радиатора. Автомобиль готов к дальнейшей эксплуатации.

    Антифризы: для чего нужны, какие бывают и какой купить

    Термин «антифриз», применяемый для обозначения жидкостей, заливаемых в систему охлаждения двигателей, в буквальном смысле означает «против замерзания», однако такое определение указывает лишь на способность антифризов не замерзать в сильные морозы. И название «охлаждающая жидкость», которым антифризы именуют в связи с использованием в соответствующих системах, опять-таки не полностью отражает их функциональное назначение.

    Даже после запуска при 30-градусном зное двигатель нужно не охлаждать, а прогревать до рабочих температур, а это как минимум 80-85 градусов. Пока рабочие температуры не будут достигнуты, антифриз не охлаждает, а прогревает мотор, и чем быстрее это случится, тем лучше. Это же объясняет, почему в сильные морозы антифриз не только не должен превращаться в лед, но и обязан сохранять высокую текучесть. И это еще не все, чего антифриз не должен и что обязан. Преждевременное закипание, образование накипи, вспенивание, агрессивное воздействие на металлы, резину, пластмассу и припой, используемый при изготовлении узлов системы охлаждения и корпусных деталей двигателя, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, — таков вкратце перечень того, что нежелательно.

    Если к главным требованиям присовокупить второстепенные и плюс к этому быть в курсе, как эволюционировал двигатель по части применения конструкционных материалов, нетрудно сделать вывод, что рецептура идеального антифриза, одинаково годного для всех случаев жизни, — невыполнимая задача.

    Взять, к примеру, базовые компоненты антифризов — этиленгликоль и воду. Именно их смесь лучше всего отвечала большинству запрашиваемых свойств. Но этиленгликоль ядовит. Его попадание внутрь организма может вызвать тяжелые поражения печени и почек, и хотя о ядовитости не знает, наверное, только тот, кто не умеет читать, что написано на емкости с антифризом, случаи отравления имели место. Утилизация отработанного антифриза «в землю» или канализацию, практикуемая не только частными автовладельцами, но и многими автосервисами, причем и у нас, и за рубежом, ведет к загрязнению окружающей среды — это также вынудило искать этиленгликолю замену. В результате появились охлаждающие жидкости на основе тоже небезвредного, но гораздо менее токсичного пропиленгликоля. Минус этого дела — пропиленгликоль при низких температурах более вязкий, из-за чего менее подвижен и хуже прокачивается по системе охлаждения. Однако главное — он дороже на порядок. Последний нюанс сдерживает предложение пропиленгликолевых антифризов на розничном рынке, но не исключено, что в качестве заводской заливки в новые автомобили они своих этиленгликолевых конкурентов когда-нибудь вытеснят полностью.

    По негативному влиянию на конструкционные материалы и эксплуатационным недостаткам оба гликоля схожи. Чтобы предотвратить их воздействие на металлы, резину и пластик, а также исправить недостатки, в антифризы добавляются присадки — ингибиторы коррозии, противопенные и стабилизирующие препараты. Пока антифризу приходилось контактировать с чугуном, латунью и медью, с ролью присадок сносно справлялись неорганические соли — нитриты и нитраты, амины, фосфаты и бораты. Как только радиаторы, блоки и головки цилиндров стали изготавливать из алюминия, потребовались другие присадки. В зависимости от природы присадок охлаждающие жидкости можно разделить на группы.

    Помимо нитритных существуют силикатные и карбоксилатные антифризы — именно они сегодня наиболее широко используются и соответственно представлены в продаже. В пакетах присадок силикатных жидкостей помимо неорганических солей кремниевой кислоты и иногда нитритов и фосфатов применяются органические карбоксилатные ингибиторы, из-за чего такие антифризы еще называют гибридными и обозначают Hybrid coolant и HOAT (Hybrid organic acid technology).

    В карбоксилатных жидкостях присадки неорганического происхождения не применяются. Обозначаются антифризы этого типа как Organic coolant, OAT (Organic acid technology), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free) и тому подобное, так как единообразия в обозначениях нет, как нет и единого стандарта, который бы регламентировал охлаждающие жидкости. В США они подчиняются нормам ASTM D (3306, 4656, 4985, 5345 и 6210 в зависимости от того, на какой технике и в каких условиях эксплуатируется двигатель) и SAE J 1034, в Японии — JIS K2234, у нас и в ближнем зарубежье — ГОСТам и ТУ. В европейских странах, несмотря на наличие национальных стандартов, часто равняются на спецификации концерна Volkswagen, согласно которым индексом G11 обозначаются силикатные антифризы, G12 — карбоксилатные, G13 — пропиленгликолевые. У нас спецификации VW тоже в ходу.

    Нет единства и в окрашивании охлаждающих жидкостей. Нитритные могут быть синими и голубыми, антифризы группы G11 чаще всего зеленые, но бывают желтыми, синими и красными, G12 — чаще красные, но также зеленые и желтые, пропиленгликолевые — оранжевые и желтые.

    Дело в том, что окрашивают антифризы не для того, чтобы позиционировать их по типам. Кроме производственных и маркетинговых причин окраска должна предупреждать пользователя, что он имеет дело с небезвредной жидкостью, а также помогать определять уровень в расширительном бачке, ибо без добавления красителя все антифризы бесцветные. К тому же при использовании цвет со временем изменяется. Учитывая эти обстоятельства, не следует брать цвет в качестве ориентира при покупке антифриза для замены или доливки. Ориентироваться надо на инструкцию по эксплуатации — в ней указано, требованиям каких стандартов и спецификаций должен удовлетворять антифриз, заправляемый в систему охлаждения того или иного двигателя.

    Как у любой технической жидкости, у антифриза имеется срок службы. Он определяется в основном долговечностью присадок, сдерживающих коррозийную активность жидкости. Именно выработка присадок и обуславливает необходимость замены. Как заверяют некоторые производители антифризов, силикатных продуктов хватает на два-три года, карбоксилатных — примерно на пять лет. Однако в подавляющем большинстве двигателей сливные пробки не предусмотрены, во многих инструкциях по эксплуатации отсутствуют указания на необходимость замены охлаждающей жидкости либо не указаны межсервисные интервалы. Обычно такие нюансы означают, что жидкость залита на весь срок службы автомобиля. Поэтому с какой периодичностью менять антифриз — большой вопрос. При его решении следует исходить из того, что реальные сроки службы автомобилей в Беларуси превышают и желание производителей антифризов извлекать больше прибыли от продажи своих продуктов, и мнение автозаводов, а значит, несколько раз за период эксплуатации машины антифриз поменять все-таки нужно.

    Читайте также  Восклицательный знак на панели приборов приора означает

    Более частая причина покупки антифриза — необходимость доливки из-за снижения уровня жидкости в системе охлаждения. Убывает антифриз от испарения или течи. При этом в первом случае, поскольку испаряется из жидкости в основном вода, а не этиленгликоль, добавлять в систему нужно не антифриз, а воду.

    Проблема заключается в том, что именно от соотношения гликоля и воды зависит способность антифризов не замерзать. Кто имеет представление, что такое эвтектика, поймет, о чем речь. Для тех, кто не в курсе этих премудростей, скажем, что чистый этиленгликоль начинает кристаллизоваться при 12 градусах мороза, однако постепенное добавление к нему воды, которая в чистом виде становится льдом и вовсе при нуле градусов, приводит к снижению температуры замерзания раствора. Так будет продолжаться, пока содержание воды в смеси не достигнет примерно 35% — этому раствору не страшны 65-градусные морозы.

    Но при дальнейшем повышении концентрации воды начинается обратный процесс увеличения температуры кристаллизации раствора и вместе с этим растет опасность, что антифриз замерзнет раньше положенного. Поэтому при добавлении воды, равно как и придобавлении готового антифриза, особенно если эта процедура повторяется неоднократно, необходимо с помощью ареометра контролировать плотность смеси, которая укажет, не нарушил ли долив соотношение между этиленгликолем и водой. При 20°С плотность антифриза с температурой замерзания в районе -40°С должна быть в пределах 1,075-1,085 г/куб. см. Во избежание засорения системы накипью добавлять желательно дистиллированную воду либо хотя бы кипяченую.

    Если понижению уровня антифриза система обязана течами, после их устранения добавляют антифриз. Вот тут и возникает вопрос совместимости, решаемый в немалом числе случаев подбором нового антифриза по такому же цвету, какой имеет старый, что, как говорилось выше, неправильно.

    О совместимости антифризов существует еще больше мнений, чем о периодичности замены охлаждающей жидкости. Если их суммировать, выяснится, что, когда требуется, не допустив перегрева мотора, лишь доехать до места ремонта, после которого жидкость будет обязательно полностью меняться, можно смешивать даже этиленгликолевые и пропиленгликолевые антифризы, — ничего страшного не произойдет. Главное — перед заливкой нового антифриза хорошо промыть систему водой. Но если смесь старого и свежедобавленного антифризов предполагается использовать долго, оба продукта должны быть аналогами как по гликолевой основе, так и по природе присадок.

    Слово «тосол», которое для обозначения охлаждающих жидкостей прижилось в обиходе, не отражает вообще ничего и представляет собой сочетание аббревиатуры ТОС («Технологией органического синтеза» называлась лаборатория, разработавшая антифриз, предназначенный для применения в «жигулях» вместо итальянской охлаждающей жидкости) и окончания -ол, указывающего на спиртовую (гликолевую) основу.

    Все об охлаждающей жидкости

    Любой автолюбитель знает, что такое охлаждающая жидкость для авто и зачем она нужна транспортному средству. Без этой жидкости невозможна работа любой машины. Предлагаем вам подробнее ознакомиться с тем, куда заливать антифриз и для чего он нужен в машине.

    Что такое «Тосол» и зачем он нужен? Сейчас узнаем!

    Залив охладительной жидкости в бачок

    Зачем нужна охлаждающая жидкость?

    Жидкость для охлаждения двигателя, которую среди отечественных автомобилистов принято называть «хладагентом», «антифризом» и «радиаторной жидкостью», нужна машине для выполнения нескольких функций. Как вы поняли, охлаждение мотора является одной из первостепенных задач антифриза, но также жидкость выполняет и другие задачи. Перечислим их вместе:

    • выполняет охлаждение мотора транспортного средства;
    • охлаждает гидравлическую жидкость, которая присутствует в автоматических трансмиссиях;
    • выполняет смазку насоса мотора, через который она протекает;
    • согревает водителя во время зимних холодов, проходя через устройство сердцевины подогревателя. Так как мотор нагревает проходящий через него антифриз в охладительной системе, специальный вентилятор продувает теплый воздух и передает его в салон автомобиля.

    Цилиндры двигателя являются самым горячим элементом, поскольку в них сгорает рабочая смесь, которая при этом выделяет большое количество тепла. Именно блок цилиндров в первую очередь охлаждаются антифризом. После этого хладагент поступает в радиатор по соответствующим патрубкам и проходит через него, постепенно охлаждаясь. Выделившееся тепло поступает в окружающую среду. Если радиатор обдувается недостаточно встречным воздушным потоком, то включается вентилятор, находящийся рядом с устройством.

    Система охлаждения транспортного средства

    Температура последнего снижается и вентилятор автоматически отключается. После этого антифриз попадает в водяной насос и круг замыкается. Чтобы холодный двигатель нагрелся быстрее до рабочей температуры, специальное устройство — термостат — перекрывает антифризу патрубки, ведущие к радиатору. Эти патрубки вновь открываются только в тот момент, когда температура двигателя достигла рабочей отметки.

    Куда заливается антифриз?

    Если вы являетесь владельцем транспортного средства, но не знаете, куда заливается охлаждающая жидкость для двигателя, то вам будет полезно прочитать этот материал. Хладагент нужно лить в специальный расширительный бачок, расположенный в моторном отсеке. В зависимости от производителя, антифриз также может доливаться непосредственно в радиатор транспортного средства.

    К примеру, в отечественных машинах расширительный бачок, в котором находится охлаждающая жидкость для авто, расположен под капотом рядом с аккумуляторной батареей. Если вы не знаете, куда именно в вашем авто надо лить хладагент, то нужно прочитать об этом в инструкции по эксплуатации от производителя. Более точный ответ вы также сможете узнать у автомобилистов, владеющих таким же транспортным средством, как у вас.

    Залив хладагента в расширительный бачок авто

    Рассмотрим общую инструкцию того, как лить охладительную жидкость. Для этого заранее нужно запастись перчатками и самим хладагентом:

    • для начала нужно подождать, чтобы немного спала температура двигателя. Залив хладагента пока мотор еще не остыл является недопустимым;
    • откройте капот;
    • затем найдите бачок, куда необходимо лить хладагент (мануал по эксплуатации вам в помощь);
    • найдя крышку расширительного бачка, открутите ее на один оборот, чтобы спало давление в системе — вы услышите характерный звук. После этого можно полностью открутить пробку;
    • нужно доливать в бачок столько жидкости, чтобы ее уровень был посредине между отметками «Min» и «Max».

    Что касается автомобилей с дизельным мотором, то расширительный бачок здесь также устанавливается в подкапотном пространстве. В частности — в блоке мотора или ниже шланга радиатора. Это делается для того, чтобы хладагент оставался теплым даже в то время, когда машина не заведенная. Таким образом, двигатель запускается гораздо легче в холодную погоду, поскольку моторная жидкость нагревается быстрее и практически не густеет. Кроме того, благодаря хладагенту, нагревается камера сгорания, которая повышает начальную эффективность двигателя.

    Виды охлаждающей жидкости

    Далее мы расскажем вам о видах хладагентов, имеющихся в продаже на сегодняшний день на отечественном рынке, чтобы вы сами имели возможность понять, какой хладагент нужно лить в свою машину.

    Популярный хладагент «Тосол А40»

    Тосол

    «Тосол» является видом антифриза, а точнее — это торговая марка отечественной охлаждающей жидкости. Именно отечественное происхождение «Тосола» пугает многих владельцев автомобилей зарубежного производства. Наши автолюбители очень редко заливают эту фирму хладагента в свои иномарки. Но зачастую этот страх оправдан — российский и украинский авторынки буквально кишат подделками, поэтому автовладельцы не рискуют заливать в своих «железных коней» некачественный антифриз.

    Но и «Тосол» имеет некоторые преимущества. Разумеется, речь идет об оригинальной охлаждающей жидкости:

    • повышенный уровень сопротивления металлических и резиновых деталей системы к коррозии;
    • расширение свойств при нагреве;
    • больший диапазон низких температур, при которых жидкость может замерзнуть;
    • более высокий диапазон температур, при которой жидкость может закипеть;
    • высокий уровень токсичности компонентов.

    Антифриз

    Антифризы, в отличие от «Тосола» — это общее название охладительной жидкости. Различаются между собой по свойствам и по цвету. Рассмотрим вкратце каждый вид антифриза.

    Антифризы разных цветов

    Карбоксилатный хладагент

    Такие антифризы считаются «элитными» и лучшими по своим свойствам и сроку эксплуатации. Еще с прошлого века они используются на многих автомобильных концернах на первой заправке транспортных средств, в сервисных центрах, а также при ТО. Такие антифризы начали использоваться 10 лет назад и отечественными производителями. Также карбоксилатными хладагентами заправляются и «отечественные иномарки», которые собираются на российских автозаводах.

    Этот вид хладагента отличается от других антифризов технологией производства присадок, в основе которых лежат соли карбоновых кислот. Данный тип охлаждающей жидкости стабильно функционирует при высоких температурах, а также способен работать при длительном сроке эксплуатации. Иногда это время составляет срок службы всего транспортного средства.

    Залив зеленого антифриза в расширительный бачок

    Гибридный хладагент

    Считается надежным видом охладительной жидкости с большим сроком службы. Впервые появились в начале 90-х годов прошлого века. По составу они отличаются тем, что гибридный хладагент состоит из карбоновых компонентов с солями неорганических кислот. Поэтому они и называются «гибридными». В зависимости от производителя (США, Япония, Европа) в составе антифриза могут использоваться нитриты, фосфаты и силикаты.

    Самым распространенным типом гибридного хладагента является антифриз марок «Glysantin» и «Mobil Extra». Гибридные «расходники» заправляют на концернах BMW, Mercedes, Chrysler из-за их высоких технических характеристик. В каждом отдельном случае срок эксплуатации устанавливается компанией-производителем.

    Традиционный хладагент

    На сегодняшний день этот тип жидкости можно считать морально устаревшим, поскольку при его производстве используются неорганические технологии. Присадки в таком хладагенте состоят из силикатов, нитритов, фосфатов и т.д. Карбоксилаты в этих антифризах не используются.

    Видео «Система охлаждения автомобиля»

    В этом видео подробно описан процесс работы охладительной системы любого транспортного средства, а также компоненты, из которых она состоит.

    Как вы считаете, этот материал полезен для пользователей нашего портала? Оставьте свой отзыв!

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: