Не заводится буран. - AUDI-TOGLIATTI.RU

Не заводится буран.

Когда верный друг «заболел»

Если вы являетесь профессиональным мастером по ремонту снегохода ?Буран? или, по крайней мере, некоторые попытки такого ремонта оказались удачными, то все равно следует учитывать ряд особенностей. Прежде всего, следует досконально изучить устройство транспортного средства, включая инструкцию. Каковы основные поломки снегохода ?Буран??

Электроника

Наши отечественные снегоходы не отличаются надежной работой электроники. При возникновении внештатных ситуаций, связанных с перебоями в этой части, ?Буран? внезапно начинает глохнуть, хотя до этого он работал нормально. Скорее всего, отсутствует искра, соответственно, требуется замена коммутатора или катушки.

Преимущество наших снегоходов перед китайскими состоит в том, что запчасти для снегохода ?Буран? найти не составляет труда, да и стоимость их вполне приемлема. Однако качество сборки оставляет желать лучшего. Если поломка случилась в пределах гарантийного пробега или срока эксплуатации, то за счет гарантии можно компенсировать расходы, в противном случае придется делать ремонт своими руками за свои деньги.

Сама же замена достаточно простая. Если вы отправляетесь в длительное путешествие на ?Буране?, обязательно захватите с собой ремкомплект системы зажигания.

Система подачи топлива

В наших снегоходах часто возникают перебои с подачей топлива. Симптомы возникновения проблемы стандартные ? перехватывается бензин на повышенных оборотах двигателя, и снегоход глохнет. Особо заметна неисправность при запуске холодного двигателя, со временем даже при разогретом моторе она дает себя знать.

Следует перебрать и почистить топливный насос или заменить его полностью. По свидетельствам многих владельцев снегоходов, проблема также возникает в неправильном расположении диафрагмы. Топливный насос необходимо разобрать, поправить расположение диафрагмы и собрать обратно. Понятно, что в дороге при сильном морозе разбирать агрегат достаточно сложно ? как сказал известный сатирик: ?Не совсем сподручно на морозе греметь железом?. Поэтому в дорогу можно взять топливный насос в сборе.

Дефекты двигателя и редуктора

Дефекты редуктора и двигателя в наших снегоходах встречаются не слишком часто, во всяком случае, не так часто, как перечисленные выше. Как правило, они возникают вследствие амортизационного износа. Если двигатель работает не так, как надо, то возникают следующие проблемы:

  • двигатель не запускается;
  • агрегат работает рывками;
  • в редукторе и двигателе возникают повышенные вибрации и стук;
  • недостаток мощности на повышенных оборотах двигателя;
  • увеличенный расход бензина;
  • двигатель достаточно быстро нагревается;
  • ощущается протечка масла или топлива.

Безусловно, двигатель можно перебрать своими руками, однако этот процесс требует времени и сил, не говоря уже о соответствующих навыках. Также необходимо наличие соответствующего инструмента. Вот почему такой ремонт желательно проводить в сервисных центрах или хотя бы просто у тех, кто знаком с двигателями не понаслышке. Отказ двигателя в полевых условиях может принести массу неприятностей, поэтому при возникновении выше перечисленных неисправностей сразу обращайтесь к специалистам.

Конструкция ?Бурана? достаточно простая, а значит ? надежная, вот почему транспортное средство вполне ремонтопригодно. Даже при морозе вы вполне сможете отремонтировать его в полевых условиях. Гусеницы ?Бурана? расположены рядом, это позволяет значительно увеличить его проходимость. Снегоход сам идет и перемещает грузы по любой толщине снега.

Что очень важно, запчасти для ?Бурана? доступны, их легко найти, да и цена вполне приемлема. Оригинальные запчасти для снегохода изготавливаются в Ижевске. В интернет-магазинах по продаже запчастей вы сможете выбрать нужную вам деталь и заказать ее доставку. Здесь можно найти гусеницы, лыжи, диски, капот, ремни вариатора и многое другое.

Снегоход буран искра есть но не заводится

Уже знаем, что неприемлемо даже кратковременное превышение зарядного напряжения выше порогового, указанного в паспорте. Сила тока должна быть около 10 % от емкости гелевого аккумулятора. Быстрая зарядка возможна с применение 30% тока от емкости. Для сохранения заряда в гелевом аккумуляторе существует режим Standby USE параметры напряжения 13,5 -13,8. Видео о том, как заводится снегоход при -20 градусах по шкале Цельсия. Пропала искра на снегоходе Тайга. Погода-20, ветер. Подробнее…

В современное время, нашу жизнь уже не представить без техники. У многих людей есть машины или же другие механические транспортные средства. Допустим буран ( снегоход ). У многих из пользователей механического транспорта происходит проблема вот такого типа. Рассмотрим на примере бурана. Подробнее…

В большинстве случаев проверка систем зажигания и подачи топлива решает проблему, когда машина не заводится, а стартер крутит. Если же при такой диагностике не удалось найти проблему, следует проверить реле. Длительный простой машины, мотоцикла, квадроцикла или снегохода приводит к разряду и медленной смерти… Мой метод завести самый надежный снегоход проверенный многими годами! … Подробнее…

Чтобы узнать, почему не заводится машина, ещё раз взгляните на приборную панель. Если лампочки горят очень тускло и при повороте ключа сразу же гаснут, проблема в отсутствии заряда аккумулятора. При попытке запуска двигателя без аккумулятора насос создает нормальное давление топлива, искра есть,… Извиняйте за качество снимали на огрызок. Если есть вопросы или вы хотите отремонтировать свой мотор, снего… Подробнее…

Снегоход «Буран» — это отечественный снегоход. Можно сказать, что это легенда советской промышленности. Он относится к классу так называемых утилитарных снегоходов , предназначенных для работы. Производится снегоход «Буран», фото которого представлено ниже, в городе Рыбинск Ярославской области. Впервые он появился на конвейере в 1971 году. С тех пор его конструкция нисколько не изменилась. Подробнее…

В послевоенное время жители северных районов СССР и Сибири остро нуждались в малом транспорте, способном преодолевать любые снежные заторы. Результатом разработок советских инженеров стал снегоход «Буран». Техническая характеристика двигателя этого транспортного средства позволяет узнать многие вещи о разработках того времени. Предшественником «Бурана» стали аэросани, которые использовались еще до войны в Красной Армии. Но основателем этого вида транспорта считается фирма Бомбардье. Подробнее…

На панели приборов расположен спидометр, регулятор включения ближнего и дальнего света. Акселератор расположен на правой ручке руля, рядом тормоза для двух гусениц. Спереди находится одна лыжа, обеспечивающая управляемость снегохода. Она имеет подвеску, которая представляет собой перевернутую рессору. Она взята от какого-то отечественного автомобиля. Две гусеницы дают хорошую проходимость. Намного лучше некоторых дорогих, импортных снегоходов. Этим он выгодно отличается от заграничных конкурентов. Подробнее…

Особенно хотелось бы отметить снегоход Буран, который считается признаком зажиточности у чукчей и их соседей по региону. Выносливость агрегата высокая, он без проблем преодолеет разные трудности, но и поломки порой случаются. Порой мастера долго ломают голову как завести снегоход Буран, вроде все в порядке, но мотор глохнет. В причинах и способах их устранения и будем разбираться далее. Подробнее…

Если с подачей бензина и с формированием топливовоздушной смеси все в норме, ну и остальными необходимыми параметрами у Вашего снегохода все в порядке, то причину поломки следует искать в отсутствии искры — неисправность системы зажигания. ремонт снегохода Dingo 150 кубов, 7 л.с. Подробнее…

Причин того, что транспортное средство не заводится может быть несколько, каждую из которых желательно изучить досконально. Прежде всего стоит обратить внимание на то, какие сопутствующие показатели присутствуют. В ходе последней поездки за кустами,снегоход заглох и не заводился.Пришлось эвакуировать снегоход трактор… Подробнее…

За капотом расположена приборная панель и сиденье водителя. В двухместном варианте за ним расположено место пассажира. Сзади для него предусмотрена спинка. Под сидушкой расположен аккумулятор и багажный отсек, впечатляющий своим размером. Поэтому лучше покупать длиннобазный снегоход «Буран». Техническая характеристика трансмиссии выглядит следующим образом: коробка вариаторная, всего лишь две скорости, передняя и задняя. Также есть нейтральное положение.
Сзади расположена блокфара и фаркоп, к которому можно прицепить сани. Габариты снегохода небольшие, что делает его очень компактным и удобным для перевозки. Подробнее…

Запуск двигателя происходит очень удобно. Необходимо перевести положение замка зажигания в режим включения, выдвигаем «подсос» и дергаем на себя шнур запуска. Он расположен справа внизу, под рулем. Все заводится. К слову сказать, замки зажигания используются от автомобилей «ГАЗ», поэтому в случае поломки не будет проблем с поиском и совместимостью запчасти. Подробнее…

Топливный бак достаточно большой и расположен спереди. Если сравнить с автомобилем, то он на месте радиатора. Вместимость — 35 литров. Снегоход «Буран», расход топлива которого составляет около 15-20 литров на 100 км, можно назвать очень прожорливым агрегатом. Бензин используется АИ-92. Заливается вместе с маслом. Разводится 1:50 — на 50 литров бензина 1 литр масла. Оно используется то же, что и в импортных бензопилах. Лючок для заправки снегохода находится спереди, под фарой. Подробнее…

Частой проблемой бывает, что не заводится снегоход Рысь, причин для этого может быть несколько. Важно отследить при каких условиях и как себя ведет двигатель, что происходит с топливной системой, какая реакция в глушителе. Почему не заводится на горячий двигатель Задиры на поршнях: Подробнее…

Читайте также  Ниссан альмера классик все предохранители и реле

Незаменимая техника на бескрайних сибирских просторах — это, безусловно, снегоход «Буран». Техническая характеристика трансмиссии позволяет ему преодолевать даже самые непроходимые снежные заторы. Дополнительным его преимуществом является большой багажник, что очень полезно в тайге, когда каждый кусочек свободного места на вес золота. Сюда поместится очень много рыбы, дополнительного топлива или провианта. Также здесь хватит места для запасных частей, так как это все же техника, и она иногда ломается. Подробнее…

Поэтому хорошее решение для покорения отечественных снежных просторов — это снегоход «Буран». Цена на него самая низкая из всех представленных на российском рынке моделей. Правда, существует вечная проблема отечественной техники — это качество сборки, но это уже совсем другая история. Подробнее…

Есть множество причин, по которым скутер не заводится . Среди них выделяют: разряжение аккумуляторной батареи, неисправность горюче-распределительного механизма, осаждение копоти на свечку зажигания, деформация моторного ремня, сильный износ поршневой составляющей двигателя. Подробнее…

Снегоход «Буран», цена на который значительно ниже, может составить конкуренцию Yamaha или Polaris. Но все же одна лыжа заметно ухудшает манёвренность снегохода. Для разворота приходится делать несколько маневров. Этим он отстает от своих конкурентов. Особенно это не очень удобно на льду. Подробнее…

1) Попытайтесь завести скутер лапкой кик-стартера, которая находится слева на двигателе. В этом случае мопед заведется от оставшегося заряда на обмотке генератора и спустя некоторое время электричество, выработанное якорем генератора и щетками, подзарядит аккумулятор. Подробнее…

Неисправность в горюче-распределительном механизме не всегда можно устранить самостоятельно. Если скутер оборудован инжектором, то откатите технику в сервис, где специалисты при помощи специального оборудования перепрошьют чип инжектора. С карбюратором дело обстоит куда проще. Скорее всего скутер не заводится из-за засора в жиклере, который можно продуть самым обыкновенным автомобильным насосом, вставив клапан наноса в клапан жиклера или же можно обойтись без него. Снимите карбюратор с двигателя, разберите и полностью промойте в бензиновом растворе. Подробнее…

Также есть комплектации со стартером, но у них часто возникают проблемы, связанные с постоянной разрядкой аккумулятора и с вечным «сгоранием» отечественного стартера, который используется от одного нашего автомобиля. Для начала движения необходимо перевести ручку трансмиссии в нужное положение: вперед или назад. Дальше осталось всего лишь прижать рычаг акселератора. Снегоход «хватает» сразу. У него очень хорошие «низы». Подробнее…

Снегоход Буран

Снегоход Буран — это нужный снегоход, в нужное время, в нужном месте.

Каких только снегоходов не увидишь в наше время. И что только на них не делают, и прыгают, и гоняются по горам, грязи и даже по воде.

Бешеная скорость, высокая мощность. Спортсмены в шлемах и красивой униформе. Цена, которая иногда зашкаливает за 500 000 рублей. Что это все такое? Это можно сказать, дорогие игрушки, которые могут себе позволить не многие.

Но мы хотим рассказать о старом, добром снегоходе. Это Буран.

Производится он с небольшими модификациями с 50-х годов. Внешне неказист, когда заводится, издает сильный грохот. Однако, лучшей рабочей лошади не найдешь. Как говорят господа чукчи: «Оленя хорошо, однако Бурана лучше».

Давайте поговорим о достоинствах и недостатках этого снегохода:

Достоинства

Проходимость. Две широкие гусеницы сзади и одна лыжа спереди.

Вы можете с разгона вламываться в гущу леса, подминать кусты, валежник (на скорости буран срезает даже мелкие деревья).

На нем вы не спеша провезете 500 кг груза, где зароются все одногусеничные снегоходы, а олени и ездовые собаки просто умрут от усталости. Один наш знакомый рассказывал, что когда догнали основную группу, то одногусеничные снегоходы стояли, а вдаль уходил след от бурана.

Ремонтопригодность. Конструкция снегохода очень проста. Отремонтировать снегоход можно в полевых условиях в 20-ти градусный мороз. Достаточно нескольких гаечных ключей и запас запчастей (кстати, многие владельцы всегда возят с собой этот запас).

Свечи, ремень, катушки зажигания, трансформатор. И, конечно, вы сами должны маленечко разбираться в технике.

Буран незаменим при перевозке грузов.

При весе в 350 кг Буран потянет сани весом в тонну. Это истинная правда. Когда мы покоряли север, перевозя тонну запчастей, то погрузили их в сани Бурана. На буране сидели двое охотников, в санях тонна железа и еще мы двое. Вся хитрость в том, чтобы стронуться с места. Мы подтолкнули, и Буран потащил эту тонну и нас. А по снежной целине 500 кг для Бурана не помеха. Проверяли.

Исправный Буран заводится при любой температуре, причем со второй попытки или сразу. Главное не перекачать, иначе придется ждать.

Пример: продаем новый снегоход. Звонит клиент, снегоход не заводится. Спрашиваем, что делали? Подкачали? Ответ: нас 5 человек, снегоход обмыли, каждый подкачал по несколько раз. Результат — залили свечи.

И в заключении о достоинствах выдержка из форума о снегоходах: «Стал обладателем чудного снегохода Буран 1978 г.р. последние 20 лет, если не больше, хранился в сухом гараже, краска родная, электростартер и ручной на месте, немного «покоцанный», но в целом комплектный. Был предназначен для сбора парашютистов с поля, после выброски, но ушлый дядя, всем сказал, что он сломался, и поставил в свой гараж, году так это в 1985, где все это время и находился. А я приобрел гараж вместе с содержимым. Поставил аккумулятор, залил бензин с маслом 1 к 50. Ура! Проверил компрессию 8 кг. Конечно буду делать комплексное ТО».

Недостатки

  • Буран заводится при помощи ручного стартера. Нужно быть сильным мужчиной, чтобы проделать это. Женщинам это не под силу. Значит надо ставить электрозапуск.
  • Большой расход топлива — что есть, то есть и от этого ни куда не уйдешь.
  • Плохая маневренность — оборотная сторона проходимости. Две гусеницы снегохода не имеют дифференциала, поэтому поворот возможен только на скользком снегу, когда одна из гусениц проскальзывает, или по методу трамвая, с наклоном всего снегохода в сторону поворота. Если за вами сидит пассажир, то он тоже должен наклоняться вместе с вами. На голой земле (например, когда загоняешь Буран на летнюю стоянку) повернуть вообще невозможно и приходится заносить нос в нужную сторону.

При движении вдоль достаточно крутого склона Буран стремится опрокинуться, поэтому в данном случае нужно ехать стоя одной ногой на верхней подножке, а другой, согнутой в колене, опираться на сидение. Так своим весом водитель удерживает снегоход от опрокидывания, а в случае если он опрокинулся, соскакивает вверх по склону, а не под снегоход.

Резюме

Снегоходы Буран, несмотря на свои недостатки очень популярны в нашей стране. И если вы их никогда не видели, то значит вы — житель города, и никогда не выезжали за его пределы.

В Архангельске, Вологодской области, Коми, Карелии, Сибири, Дальнем Востоке, Якутии, Чукотке, Камчатке один снегоход есть почти в каждом доме, а иногда даже два или три. Мы спрашивали почему? А люди отвечали, что один снегоход — рабочий, второй — запасной (на случай поломки первого), а третий — по бабам.

Телевидение показывает в основном гонки, фристайл, прыжки через препятствия и только в редких случаях глядя репортажи об экспедициях на Северный полюс, можно увидеть снующие туда-сюда Бураны. И думаете, что у таких солидных организаций нет денег на импортные снегоходы? Нет, просто в экспедиции люди ездят работать, а не кататься. Поэтому и технику выбирают надежную, неприхотливую, хотя шумную и некомфортабельную.

Охотники, рыболовы, геологи, газовики и нефтяники, исследователи Арктики, оленеводы и эскимосы — для них снегоход Буран это верный товарищ, который поможет оказаться в нужное время в нужном месте.

Отправляйтесь туда, куда другие боятся.

C уважением,
Валерий Пеганов.

Почему не заводится буран?

Целый день не могу завести буран. Какие могут быть причины?

Если вы про снегоход, то причины две: или проблемы с топливоподачей или проблемы с системой зажигания. Проверяйте. Я бы просто свечи поменял и всё бы сразу завелось.

Если вы многоразовый космический корабль то совсем беда. Там достаточно сложно объяснять, как на нём двигатели запускать и без ракетоносителя он всё рано не взлетит.

В современное время, нашу жизнь уже не представить без техники. У многих людей есть машины или же другие механические транспортные средства. Допустим буран ( снегоход ). У многих из пользователей механического транспорта происходит проблема вот такого типа. Рассмотрим на примере бурана.

Вы решили куда-нибудь поехать, и при заведении бурана у вас пошло что-то не так. Ваш буран никак не может завестись.

Первая причина. Это закоксились свечи. То есть свечи не дают искру. Для этого достаточно поставить новые свечи. Или же очистить их от нагара.

Вторая причина. Буран пересосал бензин. Кстати, это очень частая проблема. Для того, чтобы это устранить, необходимо подергать ручной пуск бурана. Продолжительное время. Около 2-3 минут. После этого бензин прокачаеться и буран запуститься.

Третья причина. Проблема с топливоподачей. Проверьте все ли шланги соедены. Если нет то их нужно соеденить.

Четверная причина. Сломался двигатель. Отвезите буран в мастерскую либо сами устранить проблему. ( такая проблема бывает редко ).

Ну вот и все причины, которые я знаю.

Думаю надо бензин залить. Без топлива не заведётся.

Ps: какой вопрос, такой и ответ.

за запчастями ко мне. Добро пожаловать http://buran76.ru/

Да, это так. Китай сейчас — самая развитая страна в мире. Благодаря тому, что там сохранились кое-какие социалистическиее черты и ресурсами эта страна обладает богатыми (в отличие о Северной Кореи). Но линию квантовой связи китайцы построили не для демонстрации своих возможностей. Для связи там используются протоны — положительно заряжённые частицы ядра атома. На современном этапе развития техники разделить их невозможно (хоть это и не значит, что они в принципе не делятся!). А это значит, что прослушивать линию невозможно. Таким образом, Китай защищает себя от прослушиваний со стороны иностранных разведок. Но пользоваться такой связью будут не только спецслужбы, но и местные власти, предприятия, а в перспективе — и частные лица.

Длина уже существующей линии — 260 километров, она связывает между собой Шанхай и Ханчжоу. В будущем планируется дополнить её, протянув связь от Шанхая до Пекином и протянется она на 1,2 тысячи километров.

Помимо упомянутых основных — размера и разрешения, — есть ещё такая важная геометрическая характеристика, как соотношение сторон. Для ЭЛТ-мониторов и первых жидкокристаллических соотношение сторона было 4:3, сейчас практически все мониторы выпускаются под стандарт ТВВЧ с соотношеним сторон 16:9 (разрешение — 1920х1080), хотя при желании можно нарыть и мониторы с соотношением 16:10 (1920х1200). А Тошиба выпускала (может, и сейчас выпускает) сверхширокоэкранные мониторы с соотношеним сторон 21:9.

Все прочие характеристики относятся уже к техническим параметрам. Это яркость, контрастность, цветопередача, гамма, неравномерность, скорость отклика.

Яркость — примерно понятно что. Тупо — сколько света излучает монитор. Для мониторов, работающих в условиях сильной внешней засветки (например, установленный в уличной витрине), это важно. Чем выше собственная яркость монитора, тем легче разглядеть изображение на нём при большой внешней освещённости).

Контрастность показывает, во сколько раз «самое тёмное» на мониторе темнее «самого яркого». Для ЭЛТ-мониторов этот параметр не имел особого смысла, потому что в них минимальная яркость изображения запросто могла быть выставлена на ноль (ровно то же самое можно сделать для плазменных экранов и для AMOLED-экранов), то есть контрастность в таких мониторах формально могла быть бесконечно высокой, ибо в знаменателе был ноль. В ЖК мониторах по принципу формирования изображения — подложка светится всё время, а жидкие кристаллы лишь управляют пропусканием света, — уровень чёрного нулевым быть не может, поэтому для них параметр контрастности действительно играет определённую роль.

Неравномерность — тоже примерно понятно, каков физический смысл этого параметра. Подсветка матрицы в ЖК мониторах формируется небольшим количеством ламп, поэтому куда сколько света от них попадёт, по всей поверхности экрана, — дело тёмное. В мониторах, где свет формируется непосредственно в пикселе (AMOLED, плазма), дело обстоит, конечноЮ получше, но даже идеальеного ничего не бывает. При подаче одного и того же сигнала на разные элементы их индивидуальная светоотдача всё равно будет немного разной.

Гамма-характеристика: вообще-то этот параметр во многом есть «историческое наследие» от эпохи аналогового телевидения и аналоговых трубок, где выходной сигнал, снимаемый с катода, с освещённостью связан нелинейно. Эту зависимость было принято аппроксимировать степенной функцией (освещённость в степени гамма, и оычно гамма была равна 0,45). Соответственно для того, чтоб соотношение яркостей элементов сцены на экране телевизора соответствовало тому, что имело место на самой сцене, приходилось вводить обратную коррекцию — яркость экрана пропорциональна сигналу в степеи 1/γ (сейчас по стандарту это равно 2,2). Но гамма-коррекция полезна и сама по себе — она создаёт более приятное для глаза соотношение градаций и позволяет «вытянуть тени».

Ну и цветопередача. Это крайне важный параметр, но, к сожалению, весьма субъективный. Штука в том, что цвет предмета никогда не может быт ьижентичен звету изображения этого предмета, потому цвет предмета может быть каким угодно, а цвет изображения формируется из трёх основных компонентов, генерируемых в мониторе. И они какие есть — такие и есть. /то процще всего понять на примере монохроматического света. Он может быть с любой длиной волны, а вот источники света в экране — R, G, B, — каждый со своей длиной волны (строго говоря, там некоторый диапазон длин волн), и мастерство инженеров сводится к тому, чтоб как можно лучше имитировать реальный цвет тем, что получится на экране. Для оценки цветопереда есть несколько стандартов, ориентированных на разные области применения мониторов (в полиграфии — один, в кинематографии — другой), но, в целом, считается, что экран должен обеспечивать «максимально естественную цветопередачу». Требования к этому параметру зависят от применения. Для офисных задач по фигу какое у монитора качество цветопередачи, а вот для серьёзных занятий фотографией без хорошего (и поэтому дорогого) монитора будет не обойтись.

Ну и по мелочи остаются такие эксплуатационные параметра, как вес, габариты, энергопотребление, удобство и полнота экранного меню.

На сладкое — а что из этого важно? Да всё важно. Причём каждому что-то своё. Важно разрешение. Это не только для кино смотреть или котиков разглядывать — высокое разрешение (высокая плотность пикселей) даёт и плавность шрифта, а значит — меньшую утомляемость глаз при чтении. И уж совешенно неоценим этот параметр для CAD-систем (проектирование топологии), где разрешение бывает либо низкое (ТВВЧ), либо более-менее удовлетворительное (4К). Для тех, кто в основном рабтает с текстами, важно соотношение сторон. Для дизайнеров интерьеров — размер экрана. Для игр — скорость отклика. Ну и так далее.

Тест-драйв снегохода «Буран» на зимнике: север ошибок не прощает

Место: зимник между Салехардом и Надымом.

Время: март-апрель 2012 года.

Работа: геофизические изыскания по строительству автодороги между этими городами.

Проблема: двадцать первый век, а расстояние в триста километров можно было преодолеть только зимой, по утрамбованной снежной дороге, что было сопряжено с достаточным риском. Или авиацией, по цене билета, как до Москвы (!).

Было принято решение строить нормальную автомагистраль. В этом году её уже должны сдать в эксплуатацию. Но тогда, три года назад, был только зимник. И нашей изыскательской партии предстояло на нём работать. Три базы были равномерно расположены между городами. 70-150-200 км от Салехарда.

А ездить до рабочих точек бригадам предстояло на «Буранах». Ещё, на подстраховке, была «буханка». «Буранов» с санями-прицепами было три. Оранжевый и красный – помоложе, восьмидесятых годов. Мне достался белый. Весь побитый, в «шрамах»… Семьдесят шестого года выпуска.

Их купили оптом. Восемьдесят тысяч за всё, вместе с санями. А привезли на первую, дальнюю базу в кузове грузового Урала. Там и состоялось первое знакомство с техникой.

Заправлять её надо было бензином с добавлением масла в пропорции 1:50, как и любой двухтактник. Чтобы завести «Буран» в мороз с утра, надо было оттянуть корпус простейшего воздушного фильтра, по виду напоминающего пластмассовую насадку от садовой лейки, плеснуть в карбюратор бензина, дёрнуть за верёвочку, как у бензопилы, и подгазовать. Тогда, выплюнув струю белёсого дыма, двигатель с характерным звоном заводился.

Через минуту можно было ехать. Вариаторная трансмиссия бренчала, но схватывала прилично, унося машину вдаль. Держаться за руль надо было крепко, чтобы не слететь с сиденья.

Сзади у снегохода предусмотрено сцепное устройство, к которому присоединялись сани. Что касается технической части, то с собой надо было возить комплект ключей и приводные ремни. Они имели обыкновение рваться.

По «Мертвой дороге»

Ощущения от езды на старом снегоходе с прицепом были незабываемые. Для движения по рыхлому снегу он вообще-то приспособлен неплохо. Две широкие гусеницы сзади уплотняют снег, не давая машине проваливаться – надо только следить, чтобы при остановке не подрезать кромку, наклонив снегоход, иначе он тут же утопает в пушистой белой массе. А вытащить тяжеленную (230 кг) машину становится не так просто – надо встать на подножки и раскачивать «Буран» вправо-влево, чтобы утрамбовать покрытие под ним, а потом аккуратно выехать.

Застрять под старым мостом, в полутора километрах от твёрдой дороги – удовольствие ниже среднего, места там гиблые. При Сталине через Салехард и Надым была построена железная дорога – знаменитые 501-я и 503-я стройки, «Мёртвая дорога». Строили её, как водится, заключённые, но были и вольнонаёмные специалисты. Зимой страшный холод, летом – жара и гнус. Условия жёсткие. Из трёхсот тысяч человек погибло больше восьмидесяти – там до сих пор стоят остатки лагерей. Потом, после смерти «отца народов», дорогу забросили. Но ореол места остался. Местные говорят, что сувениров оттуда брать нельзя. На беду.

А мы и не будем – поедем лучше дальше. Если по снегу было ехать ещё ничего, то по накатанному до состояния льда зимнику рулить было надо очень аккуратно. Гладкая лыжа с полукруглым профилем совсем не добавляла управляемости. Другими словами, при повороте руля снегоход продолжал ехать прямо.

Не знаю, как управлялся полугусеничный немецкий мотоцикл SdKfz 2 (Kettenkrad HK 101) фирмы NSU времён войны, но в моём представлении, должно быть, так же. Из-за этого мы не раз вылетали на обочину, заваливаясь в снег, теряли прицепленные сани, а раз чуть не влетели под встречный «Урал», выехавший из-за поворота. Тормозили всем, чем только могли – скорости разбиться нам бы хватило.

Ветровое стекло, конечно, защищало от встречного потока воздуха, но всё равно приходилось надевать лыжную маску и очки. Большой палец правой руки постоянно затекал, держа гашетку – не самая удобная конструкция. Мотоциклетный вариант, на мой взгляд, подошёл бы удачнее. Но тем не менее, это было круто.

Если оценивать сухо, то водить его оказалось достаточно просто. Даже для неподготовленного водителя не требуется особой подготовки. Сам «Буран» в целом надёжный, а ремонт простой. Из неудобств – конструкция ручки газа и плохая управляемость на укатанном снегу. Но после того, как рулевая лыжа была заменена на другую, с более острым профилем, ситуация улучшилась. Ехать достаточно комфортно… и чертовски весело. Не зря «Бураны» так полюбили не только рыбаки, охотники, оленеводы и организаторы соревнований, прокладывающие лыжню, но и любители зимнего мотокросса.

А в Салехарде и Рыбинске до сих пор устраивают традиционные соревнования на классических снегоходах. Такая она, народная любовь.

Прощание

До конца работ дожил только один снегоход, наш – самый старый. Оранжевый сломался первым. Его пустили на запчасти красному, который вышел из строя чуть позже. С одной стороны, это подтверждает хорошую ремонтопригодность техники, но надёжность у сильно побегавших экземпляров оставляет желать лучшего. Не зря местные стараются не ездить на дальние расстояния «в одну машину». Север ошибок не прощает.

В нашем случае, в итоге все «Бураны», вместе с санями, остались на последней стоянке. В апреле вскрылись ручьи, и «Урал» уже не мог проехать по зимнику, а в гусеничном вездеходе грузить их было некуда. Да и вывезти стоило дороже, чем купить другие. Так и закончилось наше недолгое знакомство.

Из истории «Бурана»

В нашей северной стране такая машина, как снегоход просто не могла не появиться. Первые попытки моторизовать средство передвижения по снегу предпринимались ещё в далёкие довоенные годы. Правда, по большей части, это были крытые или открытые мотосани глиссерного типа – в движение их приводил винт, стоявший позади кузова. Были эти конструкции громоздкими и неуклюжими, мы писали про них достаточно подробно в прошлом году.

Первые же привычные нам снегоходы появились ближе к пятидесятым годам в Северной Америке. Изобретатели из США и Канады поставили двигатель на корпус с лыжей и приводом резинометаллической гусеницей.

Первопроходцем можно назвать Карла Элейсона. Его конструкция, запатентованная ещё в 1927 году, стала основой для машины другого изобретателя – Жозефа-Армана Бомбардье. Знакомая фамилия? Сегодня почти половина производимых в мире снегоходов имеет название Ski-Doo Bombardier. Одна из его моделей и стала прототипом для нашего «Бурана».

Хотя «Буран» не был первым, как принято считать. Ещё в начале шестидесятых годов во Всесоюзном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), были разработаны, как их тогда называли, мотонарты, средство передвижения для районов Крайнего Севера – для полярников, оленеводов и геологов.

Страна как раз вступала в эпоху освоения нефтяных и газовых месторождений, лежащих далеко от южных широт. Об этих окутанных романтикой первооткрывателей местах можно узнать, например, из книг Олега Куваева. Но вернёмся в нашим «Буранам»…

К сожалению, тогдашнее министерство, отвечавшее за производство авто- и мототехники, не проявило интереса к масштабному производству снегоходов. Их стали собирать мелкими партиями на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а назывались эти машины, что логично, «Амурец». Правда, конструкция оказалась недоработанной, снегоходы постоянно «сыпались». Вскоре появилась более новая модель «Лайка», а затем – «Лайка-2».

Эти машины были построены по типу «две лыжи-одна гусеница», то есть близки к большинству современных конструкций. Впрочем, массовыми они так и не стали, хотя и сейчас отдельные экземпляры «второй Лайки» можно найти в продаже на интернет-площадках.

Тем не менее, к началу семидесятых годов стало понятно, что народное хозяйство страны советов отчаянно нуждается в технике, способной перевозить грузы и людей в условиях долгой зимы. Олени, конечно, были лучше и вкуснее, но прогресс не стоял на месте. А советских снегоходов так и не было. Но до рождения «Бурана» оставалось совсем немного.

Повезло и ещё с двумя факторами. В семидесятом году канадская Bombardier привезла на выставку в Москву шесть своих снегоходов, рассчитывая попасть на пустой советский рынок.

А все такие выставки по долгу службы посещали руководители машиностроительных заводов. Оказались там и представители авиастроительного предприятия «Рыбинские моторы» – в то время оно, как говорят, переживало не самые лучшие времена. И возможность получить средства из госказны на разработку и внедрение нужной для страны техники была глотком свежего воздуха.

Так или иначе, ярославцы купили несколько снегоходов. Их разобрали, изучили и, будем честны, скопировали. Генетическим «папой» «Бурана», стал Ski-Doo Valmont. Те же две гусеницы сзади, одна лыжа спереди, двухтактный двигатель объёмом шестьсот кубов. Дело было сделано. Производство отечественных снегоходов было включено в госплан.

Главным конструктором стал Герман Павлович Дерунов. Он адаптировал иностранную конструкцию к реалиям советского производства. В декабре 1971 года был собран первый экземпляр привычного нам «Бурана» с двухтактником РМЗ-640 (попытка использовать двигатель от мотоцикла ИЖ-Юпитер-3 провалилась). А уже в январе 73-го машина пошла в серию, которая не прекратилась и поныне.

Что касается конструкции, которую уже тогда некоторые считали устаревшей, то есть и другое мнение. За счёт двух широких гусениц сзади «Буран» уверенно держался на рыхлом снегу, а большая площадь сцепления с поверхностью позволяла буксировать прицепные сани (это было одной из основных задач). А единственная рулевая лыжа позволяла, не цепляясь, продираться сквозь ветки и мелкую растительность, которой так много в лесотундре.

Двухтактный двигатель с системой смазки бензин/масло уверенно заводился при низких температурах, а рвущиеся ремни вариаторной передачи легко менялись.

До сих пор популярность «Бурана» определяется его отличной ремонтопригодностью. Да и запчасти в регионе его обитания можно найти чуть ли не в продуктовом магазине. Сама же машина сразу полюбилась коренному населению севера. Бывая в тех краях, я всего раз видел традиционные нарты, запряжённые оленями. Зато «рассекающие» на снегоходах ханты – привычное явление.

Обычно сидят они не верхом, а боком, сзади прицеплены сани, в которых стоит двухсотлитровая бочка для топлива, а рядом с ней сидит укутанная в меха молодая внучка или дочка «наездника».

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: