КОНТРОЛЛЕР ЭБУ ЯНВАРЬ 7.2 2111-1411020-81 (АВТЕЛ) - AUDI-TOGLIATTI.RU

КОНТРОЛЛЕР ЭБУ ЯНВАРЬ 7.2 2111-1411020-81 (АВТЕЛ)

Контроллер ЭБУ Январь 7.2 2111-1411020-81 Автэл

  • Описание
  • Как купить
  • Оплата
  • Доставка
  • Задать вопрос о товаре

Контроллер ЭБУ Январь 7.2 2111-1411020-81 Автэл.

Артикул:
2111-1411020-81.

Применяемость:

  • Лада Самара 2 (ВАЗ 2113, 2114, 2115), с одним датчиком кислорода.

Взаимозаменяемость:

  • Январь 7.2 2111-1411020-82 (Итэлма) Евро 2,
  • BOSCH 2111-1411020-80 (M7.9.7) Евро 2.

При заказе в строке «Комментарий к заказу», указывайте модель и год выпуска Вашего автомобиля.

Оформить заказ на нашем сайте легко. Просто добавьте выбранные товары в корзину, а затем перейдите на страницу Корзина, проверьте правильность заказанных позиций и нажмите кнопку «Оформить заказ» или «Быстрый заказ».

Функция «Быстрый заказ» позволяет покупателю не проходить всю процедуру оформления заказа самостоятельно. Вы заполняете форму, и через короткое время вам перезвонит менеджер магазина. Он уточнит все условия заказа, ответит на вопросы, касающиеся качества товара, его особенностей. А также подскажет о вариантах оплаты и доставки.

По результатам звонка, пользователь либо, получив уточнения, самостоятельно оформляет заказ, укомплектовав его необходимыми позициями, либо соглашается на оформление в том виде, в котором есть сейчас. Получает подтверждение на почту или на мобильный телефон и ждёт доставки.

Оформление заказа в стандартном режиме

Если вы уверены в выборе, то можете самостоятельно оформить заказ, заполнив по этапам всю форму.

Заполнение адреса

Выберите из списка название вашего региона и населённого пункта. Если вы не нашли свой населённый пункт в списке, выберите значение «Другое местоположение» и впишите название своего населённого пункта в графу «Город». Введите правильный индекс.

В зависимости от места жительства вам предложат варианты доставки. Выберите любой удобный способ.

Выберите оптимальный способ оплаты.

Введите данные о себе: ФИО, адрес доставки, номер телефона. В поле «Комментарии к заказу» введите сведения, которые могут пригодиться курьеру, например: подъезды в доме считаются справа налево.

Оформление заказа

Проверьте правильность ввода информации: позиции заказа, выбор местоположения, данные о покупателе. Нажмите кнопку «Оформить заказ».

Наш сервис запоминает данные о пользователе, информацию о заказе и в следующий раз предложит вам повторить к вводу данные предыдущего заказа. Если условия вам не подходят, выбирайте другие варианты.

Вы можете выбрать один из трёх вариантов оплаты:

Оплата наличными

Оплата наличными доступна при самовывозе из нашего розничного магазина в городе Тольятти. Приезжайте, будем рады видеть Вас в нашем магазине.

Отправка заказов наложенным платежом, возможна после предварительной оплаты доставки. Это связано с тем, что участились случаи не выкупа посылок, отправленных полностью наложенным платежом. В связи с чем мы терпим убытки, оплачивая услуги почты России по доставке в обе стороны.

Сумма предоплаты рассчитывается индивидуально, сумма заказа должна быть не менее 1500 рублей.

Уважаемые клиенты, в дальние регионы отсылка товара осуществляется только по предоплате.

При оформлении заказа в корзине вы можете выбрать вариант безналичной оплаты. Мы принимаем карты Visa и Master Card.

После оформления заказа – ожидайте звонка от нашего менеджера для согласования условий оплаты и доставки.

Реквизиты для оплаты Вам пришлет менеджер на электронную почту или на телефон в смс-сообщении после того как вы дадите согласие по телефону о цене и способе доставки.

Оплата по счету для юридических лиц

Информация для организаций и ИП:

  • На сайте информация по ценам представлена для физических лиц.
  • Цена на товар для юридических лиц увеличится на 10-15 %. Работаем без НДС.

Минимальная сумма заказа по безналичному расчету — 3000 рублей.

Наш интернет-магазин предлагает несколько вариантов доставки:

  • почта России;
  • транспортные компании;
  • курьерская;
  • самовывоз из магазина;

Курьерская доставка*

Курьерская доставка возможна только по городу Тольятти.

Цена доставки: 200-400 рублей (в зависимости от района).

Оплата товара производится наличными в момент вручения заказа.

Вы можете забрать товар из розничного магазина в городе Тольятти. Желательно предварительно сделать заказ на сайте или позвонить по телефону для уточнения наличия товара.

Почтовая доставка

Вы можете заказать доставку через почту России. Сразу по прибытии товара, на ваш адрес придет извещение о посылке. Также Вы сможете отследить прохождение своей посылки по трек-номеру, который будет выслан Вам на телефон почтой России при принятии к доставке отправления. Очень габаритные и тяжелые посылки отправляются только транспортными компаниями.

Доставка транспортными компаниями

Доставка транспортной компанией – самый удобный и быстрый способ доставки. Доставка возможна, если в Вашем городе есть представительство одной из транспортных компаний:

— ТК «Энергия» — http://nrg-tk.ru

— ТК «Деловые линии» — http://dellin.ru

— ТК «СДЕК» — http://edostavka.ru

— ТК «ЖелДорЭкспедиция» — http://jde.ru

— ТК «ПЭК» — https://pecom.ru

— ТК «GTD» — https://gtdel.com (бывший КИТ)

Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина.

Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут.

Всё о Январь 7.2(прошивка, иммо, диагноза, двухрежимка)

Сегодня пойдет речь о ЭБУ январь 7.2, всеми нами любимый и надежный эбу.
Тема изжевана тысячу раз, но всё же может кому то будет интересно!

Январь 7.2 — функциональный аналог блока Bosch M7.9.7, «параллельная» (или альтернативная, кому как нравится) с М7.9.7 отечественная разработка фирмы «Итэлма». Январь 7.2 внешне похож на M7.9.7 — собран в аналогичном корпусе и с таким же разъемом, его можно без всяких переделок использовать на проводке Bosch M7.9.7 с использованием того же набора датчиков и исполнительных механизмов.
В ЭБУ используется процесcор Siemens Infenion C-509 (такой же, как в ЭБУ Январь 5, VS). ПО блока является дальнейшим развитием ПО Январь 5, с улучшениями и дополнениями (хотя это вопрос спорный) — например, реализован алгоритм «anti-jerk», дословно «противотолчковая» функция, призванная обеспечить плавность при трогании и переключениях передач.
ЭБУ выпускается фирмами «Итэлма» (хххх-1411020-82 (32), прошивка начинается на букву «I», например, I203EK34) и «Автэл» (хххх-1411020-81 (31), прошивка начинается на букву «А», например, A203EK34). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые.
ЭБУ серий 31 (32) и 81 (82) совместимы аппаратно сверху вниз, то есть прошивки для 8-кл. будут работать в ЭБУ 16-кл., а наоборот — нет, т.к в 8-кл блоке «не хватает» ключей зажигания. Добавив 2 ключа и 2 резистора можно «превратить» 8-кл. блок в 16 кл. Рекомендуемые транзисторы: BTS2140-1B Infineon / IRGS14C40L IRF / ISL9V3040S3S Fairchild Semiconductor / STGB10NB37LZ STM / NGB8202NT4 ON Semiconductor.

Для «классики» разработан ЭБУ 21067-1411020-11 (12) под комплектацию без датчика детонации, с ДМРВ «Сименс-VDO». Такая модификация устанавливается на двигатели объемом 1,6 литра. И, как водится, в блоке не установлены элементы канала детонации. На фото, представленном ниже видны «недостающие» элементы. Таким образом, применить такой ЭБУ на переднем приводе нельзя (хотя вообще, конечно, можно, но без канала ДД, с тщательно настроенным зажиганием), а наоборот, естественно, можно.

Первое ПО на 1,5 литровые двигатели — 203EK34 и 203EL35 попило много крови у владельцев авто с таким ПО. На этих модификациях постоянно возникал «протрой» при переключении передач. ВАЗ выпустил версию 203EL36 без этого дефекта и распорядился не привлекая внимания перешивать ЭБУ на сервисных станциях технического обслуживания…
Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия-83.
ЭБУ «Январь 7.2» производимый для установки на а/м «Калина» являются аппаратной «мутацией» и несовместимы с «переднеприводными». Отличия незначительны — в канале управления клапаном адсорбера и бензонасоса, но они не дают использовать ПО от модификаций 2111/21114, то есть «калиновские» ЭБУ можно использовать только с соответствующим «родным» ПО или ПО на его основе.
__________________________________________________________________________

Типовые параметры для данного эбу для диагностики:

Диагностику делаем программой OpenDiagFree 1.3.9

Теперь прошиваем на примере ваз 2110
I205DO54 Январь 7.2 21124-1411020-32 21124 Евро-2
Как читали выше что I что А между собой Взаимозаменяемы!

Этап1.
Нам потребуется:
1. К-лайн Адаптер (для примера МастерКит или Ромокабель, любой другой)
2. АКБ, или БП (12V)
3. Программа (в моем случае winfe_1.13)
4. Авторская(или стоковая) прошивка. в моем случае i205LR54_v7.3.bin

5. Блок снять для удобства работы на столе.
PS НЕ ЗАБЫВАЕМ: Снимаем клемму массы с аккумулятора, а лишь Затем разъем с ЭБУ

Ищем где находиться ваш блок(в ваз 2110-12 он находиться в центральной консоли за лючками, около правой ноги водителя, и левой пассажира)

Схема подключения к блоку:

51,53 контакт ЭБУ — Масса
71 контакт ЭБУ — К-Лайн (сюда подключается адаптер для программирования)
13 контакт ЭБУ — Включение зажигания (+12В)
12 контакт ЭБУ – Неотключаемое питание (+12В)
43 контакт ЭБУ — Разрешение программирования (+12В, через резистор порядка 4КОм)
44,63 контакт ЭБУ — Питание главного реле (+12В)

Для подключения можно приобрести такой разьем

Либо сделать провода самостоятельно.(из проводов и клемм, не забываем ставить кнопку на подачу питания по схеме 13 контакт!)

(Я использую самодельный кабель, с разъемом 81пин и переключателем питания +.
Питание беру с прикуривателя)

ЭТАП 2.
Теперь когда всё подготовили
Переходим к программе winfe_1.13
(программа работает как из по Win ХР так и из под Win 7)
Открываем программу
Выбираем Январь 7.2
Выставляем Порт(Щелкаем и выбираем тот на котором Адаптер)
Выставляем скорость 57600

Все подключено, настроено, программа открыта, врубаем питание на 13 контакт, ждем секунд 30 должна появиться надпись «Связь с ЭБУ», если не появилось выключаем питание сек на 5-10 и включаем опять. Если не появляется, проверяем правильность подключения!

Читайте также  Модернизация электропривода заслонки отопления на ВАЗ-2110

Как связь появилась щелкаем на кнопку «Программирование ЭБУ» и выбираем свою Декриптованную прошивку в формате «bin» весить она должна 64 кбайта! Если же она весит меньше(или программа её не понимает), значит надо Декриптовать программой «Enigma»

Заходим щелкаем Распаковать прошивку, выбираем свою криптованную, Енигма её Декриптует! Далее опять выбираем нашу декриптованную прошивку и ждем когда она зальется. ЕЕПРОМ не трогаем. Отключаем, идем ставим.

После репрограммированния блока сброс контроллера с очисткой памяти самообучения (инициализацией) ОБЯЗАТЕЛЕН!

Этап 3.
Далее если надо удалить иммо

Есть несколько путей.
a. Скаченный нами ЕЕПРОМ в HEX редакторе отредактировать на FF
b. Залить Чистый ЕЕПРОМ
Качаем ищем свой чистый EEPROM

Нажимаем запись ЕЕПРОМ…выбираем наш еепром(чистый, или редактированный)…
Залилось, отключаем несем в авто. Иммо убито.
Иногда еще требуется отрезать провод иммо. Чтобы не прописался заново.

ВНИМАНИЕ! Если после ЭТАПА 2 авто заблокировал ИММО(ссать кипятком пока еще рано!))), произведите ЭТАП 3.
Если всё таки требуется иммобилайзер. Переобучите ИММО.

Переобучение ИММО
Красный — и рабочий ключ потребуется
• Закрыть двери.
• Включить КРАСНЫМ ключом зажигание.
• 3 писка. Вытащить ключ.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить ЧЕРНЫМ зажигание.
• 3 писка + 2 писка.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить КРАСНЫМ зажигание
• 3 писка + 2 писка.
• Выключить зажигание КЛЮЧ В ЗАМКЕ.
• 1 писк.
•Быстро (в течение 5-6 секунд) включить зажигание на 5 СЕКУНД! (Внимание! Обязательно дождаться Сигнала)
• Мигнула аварийка, бибикнул сигнал
• Выключить зажигание. КЛЮЧ В ЗАМКЕ до погасания машинки на панели.

Двухрежимки.

Двухрежимная прошивка для ЭБУ Январь-7.2 предназначена для чип-тюнинга автомобилей с ЭБУ типа Январь-7.2, оснащенных системой газобаллонного оборудования (ГБО) третьего и четвертого поколений (GBO-3 и GBO-4)

• поддержка регулировки СО с диагностического оборудования в версии GBO-3
• в версии GBО-3 при работе на бутане отключен бензонасос и форсунки, правлен УОЗ во всех режимах работы, в обоих наборах отключены ДК, адсорбер и диагностика пропусков воспламенения.
• в версии GBO-4 при работе на бутане правлен УОЗ во всех режимах и отключена диагностика пропусков воспламенения.

• Для загрузки прошивок в ЭБУ Январь-7.2 необходимо использовать загрузчик CombiLoader производства (SMS ), ChipLoader 1.95, ChipLoader 1.96 производства (CHIPSOFT) или любой другой позволяющий работать с FLASH AM29F200B

Два режима в ЭБУ Январь-7.2

Переключение на использование второго набора калибровок производится подачей +12 вольт на 57-й контакт разъема ЭБУ непосредственно с управляющего провода «газового» клапана системы ГБО.

Для грамотного переключения рекомендуется доработать ЭБУ, переставив резистор как на представленной фотографии:

Итог: На этом история, прошивка, иммо, обучение, двухрежимки и всё что с ним связано подходит к концу!

Полезно:
Доработка блока из 8v в 16v
Также данные блоки откатывают онлайн на инженерном блоке, и заливают в блок 7.2
Все о Январь 7.2+
Все о М73
Все о М74
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Инфа была собрана со всего Интернета(в том числе и Драйв2, ЧипТюнер) для удобства штатного пользователя!
(перечислить всех авторов просто нереально, некоторые материалы, фотоматериалы были также взяты с DRIVE2 и Интернета. Да простят меня люди за то что взял их фотоматериалы!)
Спасибо за внимание!
И Помните:

Всё что вы делаете — вы делаете на свой страх и риск

Электронные блоки управления двигателем Январь

Электронные блоки управления инжекторным двигателем (ЭБУ, контроллеры) Январь автомобилей ВАЗ выпускаются с конца 90-х годов прошлого века. Под их управлением работали и работают ЭСУД большинства моделей автомобилей ВАЗ как переднеприводных так и заднеприводных. Ниже приведена таблица применяемости основных блоков управления ЭСУД впрысковых двигателей автомобилей ВАЗ различных годов выпуска (с 90-х по наши дни). С нормами токсичности R-83, EURO-2, 3, 4. Также перечислены особенности ЭСУД в которых они установлены.

Контроллеры (ЭБУ) Январь

Январь-4.1 (4)

Идентификатор ПО: J4V13O14, J4V13V14, J4V13N14, J4V13T14.

Двигатель: 8-ми клапанный 2111, 1.5 литра (автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099, 21102).

Особенности ЭСУД: без нейтрализатора, датчика кислорода (лямбда зонда), с СО-потенциометром (ручная регулировка СО), нормы токсичности R-83.

Январь 4.1

Идентификатор ПО: J4V07W15, J4V07Y16, J4V07Y19.

Двигатель: 16-ти клапанный 2112, 1.5 литра (автомобиль ВАЗ 21103).

Особенности ЭСУД: без нейтрализатора, датчика кислорода (лямбда зонда), с СО-потенциометром (ручная регулировка СО), R-83.

Январь 5.1

Идентификатор ПО: J5V03F21, J5V03G21, J5V03H21, J5V03I21, J5V03J21, J5V03K21, J5V03L21.

Двигатель: 8-ми клапанный 2111, 1,5 литра (автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099, 21102, 21110).

Особенности ЭСУД: нейтрализатор, адсорбер, датчик кислорода, Евро-2.

Январь 5.1

Идентификатор ПО: J5V05F16, J5V05H16, J5V05I16, J5V05J16, J5V05K17, J5V05L19, J5V05M30, J5V05N35, 5V05N35.

Двигатель: 16-ти клапанный 2112, 1,5 литра (автомобили ВАЗ 21103, 21113, 2112).

Особенности ЭСУД: нейтрализатор, адсорбер, датчик кислорода, Евро-2.

Январь 5.1.1

Идентификатор ПО: J5V13F02, J5V13H02, J5V13I02, J5V05J16, J5V13L05, 5V13L05.

Двигатель: 8-ми клапанный 2111, 1.5 литра (автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099, 21102, 21110).

Особенности ЭСУД: без нейтрализатора, датчика кислорода (лямбда зонда), с СО-потенциометром (электронная регулировка регулировка СО, R-83).

Январь 5.1.2

Идентификатор ПО: J5V07G26, J5V07I27, J5V07J28.

Двигатель: 16-ти клапанный 2112, 1.5 литра (автомобили ВАЗ 21103, 21113, 2112).

Особенности ЭСУД: без нейтрализатора, датчика кислорода (лямбда зонда), с СО-потенциометром (электронная регулировка регулировка СО, R-83).

Январь 5.1.3

Идентификатор ПО: J5V26K23, J5V05L52.

Двигатель: 8-ми клапанный 2107, 1.5 литра (автомобили ВАЗ 2106-20, 21043-20, 21061-20, 2107-20).

Особенности ЭСУД: нейтрализатор, адсорбер, датчик кислорода, отсутствует датчик детонации, Евро-2.

Январь 7.2

Производство Автел, идентификатор ПО А203ЕК34.

Двигатель: 8-ми клапанный, 2111, объемом 1,5 литра (автомобили ВАЗ 2113, 2114, 2115).

Особенности ЭСУД: нейтрализатор, адсорбер, один датчик кислорода, Евро-2.

Январь 7.2

Производство Ителма, идентификатор ПО I203ЕК34, ПО I203ЕL35.

Двигатель: 8-ми клапанный, 2111, объемом 1,5 литра (автомобили ВАЗ 2113, 2114, 2115).

Особенности ЭСУД: нейтрализатор, адсорбер, один датчик кислорода, Евро-2.

Январь 7.2

Производство Ителма, идентификатор ПО I204DM52, ПО I204DM53.

Двигатель: 8-ми клапанный, 21114, объемом 1,6 литра (автомобили ВАЗ 2113, 2114, 2115, 21101, 21112, 21121, Лада Калина, Лада Гранта).

Особенности ЭСУД: нейтрализатор, адсорбер, датчик кислорода, Евро-2.

Январь 7.2

Производство Ителма, идентификатор ПО I205DM52, ПО I205DM53, I205DP57.

Двигатель: 16-ти клапанный, 21124, объемом 1,6 литра (автомобили ВАЗ 21104, 21114, 21123, 21124).

Особенности ЭСУД: нейтрализатор, адсорбер, датчик кислорода, Евро-2.

Январь 7.2

Производство Автел, Ителма, идентификатор ПО А226FM10, ПО I226FM10.

Двигатель: 8-ми клапанный, 21067, объемом 1,6 литра (автомобиль ВАЗ 21074-20).

Особенности ЭСУД: нейтрализатор, адсорбер, датчик кислорода, отсутствует датчики фаз и детонации, Евро-2.

Примечания и дополнения

— ЭБУ- специализированный микрокомпьютер, в котором установлена программа управления двигателем, а датчики и исполнительные устройства – периферийное оборудование этого компьютера. На основе полученных данных блок рассчитывает управляющие команды и выдает их на исполнительные устройства.

Типы ЭБУ ВАЗ 2110

Справочная информация
Содержание статьи:
Типы ЭБУ ВАЗ 2110
ЭБУ GM
ЭБУ ЯНВАРЬ 4/4.1
ЭБУ BOSCH M1.5.4 (N)
ЭБУ ЯНВАРЬ 5.1.Х
ЭБУ ЯНВАРЬ 5.1.X NEW
ЭБУ BOSCH MP7.0H
ЭБУ VS 5.1
ЭБУ BOSCH M7.9.7
ЭБУ BOSCH M7.9.7+
ЭБУ ЯНВАРЬ 7.2
ЭБУ ЯНВАРЬ 7.2+ NEW
ЭБУ M73
Все страницы

Как определить ЭБУ на ВАЗ? Для этого следует снять нижний щиток панели возле левой ноги пассажира, и прочитать данные на блоке.

Первые мозги на ваз 2110 разработала General Motors (GM), затем их функциональным аналогом были блоки управления Январь. Следующий котроллер «десятки» был разработан совместно с «Bosch». Также на автомобилях применялись аналоги уже упомянутых ЭБУ. Давайте рассмотрим более детально, какие ЭБУ ставят на ВАЗ..

Истории наших читателей

«Гребаный таз. «

Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.

Да, морально то я созрел, а вот финансово никак не мог потянуть. Сразу скажу, что я против кредитов и брать машину, тем более не новую, в кредит это неразумно. Зарплата у меня 24к в месяц, так что насобирать 600-700 тысяч для меня практически нереально. Начал искать различные способы заработка в интернете. Вы не представляете сколько там развода, чего только не пробовал: и ставки на спорт, и сетевой маркетинг, и даже казино вулкан, в котором удачно проиграл около 10 тысяч(( Единственным направлением, в котором мне, казалось, можно заработать — это торговля валютой на бирже, это называют форексом. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня. Продолжил копать дальше и наткнулся на бинарные опционы. Суть та же, что на форексе, но разобраться намного проще. Начал читать форумы, изучать трейдерские стратегии. Попробовал на демо счете, потом завел реальный счет. Если честно начать зарабатывать удалось не сразу, пока понял всю механику опционов, слил около 3000 рублей, но как оказалось это был драгоценный опыт. Сейчас зарабатываю 5-7 тыс. рублей в день. Машину удалось купить спустя пол года, но как по мне это неплохой результат, да и дело не в машине, у меня изменилась жизнь, с работы естественно уволился, появилось больше свободного времени на себя и семью. Будете смеяться, но работаю прямо на телефоне)) Если ты хочешь изменить свою жизнь как я, то вот что советую сделать прямо сейчас:
1. Зарегистрируйтесь на сайте
2. Потренируйтесь на Демо-счете (это бесплатно).
3. Как только что-то будет получаться на Демо-счете, пополняйте РЕАЛЬНЫЙ СЧЕТ и вперед, к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ!
Также советую скачать приложение на телефон, с телефона работать намного удобнее. Скачать тут.

Читайте также  машину качает при небольшой скорости

Вторым серийным семейством ЭСУД стали системы «Январь-4», которые разрабатывалось как функциональный аналог GM (с возможностью использовать тот же состав датчиков и исполнительных механизмов) и предназначались для их замены. Поэтому были сохранены размеры, крепления, а также цоколевка разъемов.

«Январь-4» предназначен для норм России, из состава были исключены датчик кислорода, катализатор и адсорбер, и введен потенциометр регулировки СО. Семейство включает в себя:

  1. «Январь-4» (небольшая партия)
  2. «Январь-4.1» для 8-ми (2111) и 16-ти (2112) клапанных двигателей.

Разработка совместно с «Bosch» ЭСУД на базе системы «Motronic» M1.5.4, которая могла бы производиться в России. Были применены другие датчики расхода воздуха (ДМРВ) и резонансный детонации (разработки и производства «Bosch»). Программное обеспечение и калибровки для этих контроллеров было впервые полностью разработаны на АвтоВАЗ. Для норм токсичности Евро-2 появляются новые модификации блока M1.5.4 (имеет неофициальный индекс «N», для создания искусственного отличия) 2111-1411020-60 и 2112-1411020-40, удовлетворяющие этим нормам и имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер.

Так же, был разработан ЭСУД для 8-кл. двигателя (2111-1411020-70), являющийся модификацией самого первого ЭСУД 2111-1411020. Все модификации, кроме самой первой, используют широкополосный датчик детонации. Этот блок начал производиться в новом конструктивном исполнении — облегченный негерметичный штампованный корпус с выдавленной надписью «MOTRONIC» (в народе «жестянка»). Впоследствии и ЭБУ 2112-1411020-40 тоже стали выпускаться в данном конструктивном исполнении.

Параллельно с системой M1.5.4, АвтоВАЗ совместно с «ЭЛКАР» спроектировал функциональный аналог блока M1.5.4, который получил название Январь-5.». Первоначально были выпущены варианты под нормы Евро-2 (2112-1411020-41) имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер. Позже началось серийное производство и установка систем на базе блоков управления:

  1. «Январь-5.1.2» для 16-ти (2112-1411020-71).
  2. «Январь-5.1.1» для 8-ми (2111-1411020-71) клапанных двигателей.

В декабре 2005 г. НПП «Автэл» выпустило в запасные части (на конвейер ВАЗ это никогда не поставлялось. ) ЭБУ «Январь 5.1.х» с измененной аппаратной частью.

Следующим шагом в борьбе за экологичность выхлопа была разработка по заказу ОАО АвтоВАЗ фирмой «Bosch» более современного блока, который мог бы удовлетворить более жестким нормам токсичности и диагностики Евро-2 и Евро-3, получившая название MP7.0. В данной модификации и аппаратная часть и программная разработаны фирмой «Bosch», окончательную калибровку и доводку систем выполнял ОАО «АвтоВАЗ».

Это семейство также расширяется и уже дополнилось системами под нормы Евро-3 для 8-ми и 16-ти клапанных двигателей переднеприводных автомобилей, а также для полноприводных автомобилей ВАЗ-21214 и ВАЗ-2123 (нормы Евро-2 и Евро-3).

НПО «Итэлма» разработало для применения в автомобилях ВАЗ ЭБУ, получивший название VS 5.1. Это полнофункциональный аналог ЭСУД Январь 5.1, то есть использует те же жгут, датчики и исполнительные механизмы. Модификации 2112-1411020-42 и 2111-1411020-62 предназначены для норм Евро-2 имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер, в данном семействе не предусмотрены норм Р-83 для двигателей 2112.

Для ВАЗ 2111 и норм Россия-83 выпускается только версия ЭСУД VS 5.1 1411020-72 с одновременным впрыском. Для «классики» объемом 1,45 л. выпускается модификация VS5.1 2104-1411020-02, с ДК (Евро-II) и без канала детонации. Эти ЭСУД сняты с производства в начале 2005 г.

Выпускалась под нормы токсичности Евро-2 и Евро-3. Устанавливалась на автомобили с сентября 2003 г. ЭБУ конструктивно похож на «консервную» модификацию Bosch M1.5.4, но меньшего размера, разъем другой, 81-контактная колодка. ПО этих ЭБУ построено на основе разработанной Bosch ‘моментной’ модели двигателя (Torque-Based) и содержит более тысячи калибровок. Маска ошибок и комплектация хоть и присутствует, но ввиду сложности алгоритмов системы пока не поддерживается программами редактирования калибровок, что накладывает некоторые трудности чип-тюнингу.

Двигатель с ЭСУД 2111-1411020-80 комплектуется новым ДМРВ (116), новым ДФ, встроенным в ЭБУ управлением катушками зажигания (часть функций МЗ) с применением внешних катушек зажигания Bosch; форсунки — тонкие, черного цвета, Bosch; нет «обратки», РДТ находится в баке, в сборе со стаканом бензонасоса. (это касается двигателей 1,6. На 1,5 собирался «гибрид» — с обычным БН и рампой форсунок нового образца с РДТ).

Контроллеры с ПО для 16-кл. двигателей под нормы Евро-3 поддерживают функцию программного переключения пусковых калибровок Европа/Россия с диагностического оборудования. Данная функция, по мнению разработчиков, должна облегчить пуск на бензинах низкого качества. По умолчанию на заводе установлено «Европа».

Новый ЭБУ не заставил себя ждать. Как всегда «без объявления войны», ВАЗ выпустил на конвейер ЭСУД с Bosch M7.9.7 другой модификации. Он содержит другой процессор (Thompson) и ПО прошито внутри процессора, то есть flash — памяти в них нет, применена так же и другая eeprom. Прошивки «старой» реализации не подходят для «новой» и наоборот. Совместимости нет. На «новый» тип контроллеров уже (по состоянию на январь 2006) вышло обновленное ПО. Серия EQ заменена на конвейере на ER. С чем это связано, какие изменения и улучшения внесены, как повелось на ВАЗ, не сообщается.

Данное направление активно развивалось и пополнялось. Появлялись версии на «классику» — B120ES01, правда, «сделанные» из блоков 2111.

ЭБУ производятся в разных местах, страна производитель указана на шильдике. До какого-то времени их было два — Германия и Россия, несколько позже появились «французы» а в последствии в 2007-м году стали появляться ЭБУ родом из поднебесной, made in China.

Первая партия автомобилей «Лада Приора», являющейся глубоким рестайлингом «десятого» семейства, начала сходить с конвейера ВАЗа в начале 2007 года. И тоже с ЭБУ Bosch M7.9.7+ (прошивка B173DR01, шильдик «самодельный», наклеен поверх фирменного).

Январь 7.2 — функциональный аналог блока Bosch M7.9.7, «параллельная» (или альтернативная, кому как нравится) с М7.9.7 отечественная разработка фирмы «Итэлма». Излюбленный блок многих чип-тюнеров. Январь 7.2 внешне похож на M7.9.7 — собран в аналогичном корпусе и с таким же разъемом, его можно без всяких переделок использовать на проводке Bosch M7.9.7 с использованием того же набора датчиков и исполнительных механизмов.

ПО блока является дальнейшим развитием ПО Январь 5, с улучшениями и дополнениями (хотя это вопрос спорный) — например, реализован алгоритм «anti-jerk», дословно «противотолчковая» функция, призванная обеспечить плавность при трогании и переключениях передач.

ЭБУ выпускается фирмами «Итэлма» (хххх-1411020-82 (32), прошивка начинается на букву «I», например, I203EK34) и «Автэл» (хххх-1411020-81 (31), прошивка начинается на букву «А», например, A203EK34). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые.

Для «классики» разработан ЭБУ 21067-1411020-11(12) под комплектацию без датчика детонации, с ДМРВ «Сименс-VDO». Такая модификация устанавливается на двигатели объемом 1,6 литра. И, как водится, в блоке не установлены элементы канала детонации.

Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия-83.

У кого какие «мозги» в семействе ВАЗ

Впервые на российских авто появились ЭСУД (Электронные Системы Управления Двигателем) разработки General Motors (GM). Они были двух типов: центрального (для полноприводных автомобилей ВАЗ 21214 и «классики» — 21073, 21044) и распределенного (переднеприводные ВАЗ) впрыска топлива.
Обе системы имеют в комплектации датчик кислорода и катализатор. Первоначально системы были спроектированы и откалиброваны производителем (GM) для норм токсичности США-83, которые впоследствии были перестроены для удовлетворения требований токсичности Евро-2. Позднее появилась версия для норм России (только для 16-ти клапанного двигателя ВАЗ-2112).
В качестве ПЗУ в данных блоках используются микросхемы с УФ стиранием, емкостью 32 Кб, «упакованные» в специальный фирменный переходник GM. Доступ к ПЗУ производится без полной разборки блока, через специальное окошко, закрытое крышкой. Двигатель в аварийном режиме может быть заведен без ПЗУ.

Вторым серийным семейством ЭСУД на отечественных авто стали системы «Январь-4», которые разрабатывалось как функциональный аналог блоков управления GM (с возможностью использовать при производстве тот же состав датчиков и исполнительных механизмов) и предназначались для их замены. Поэтому при разработке были сохранены габаритные и присоединительные размеры, а также цоколевка разъемов. Естественно, блоки ISFI-2S и «Январь-4» являются взаимозаменяемыми, но полностью отличаются схемотехникой и алгоритмами работы. «Январь-4» предназначен для норм России, из состава были исключены датчик кислорода, катализатор и адсорбер, и введен потенциометр регулировки СО. Семейство включает в себя блоки управления «Январь-4» (была выпущена очень небольшая партия) и «Январь-4.1» для 8-ми (2111) и 16-ти (2112) клапанных двигателей.
Версии «Квант» скорее всего отладочная серия с прошивкой J4V13N12 аппаратно и, соответственно, программно несовместимы с последующими серийными контроллерами. То есть прошивка J4V13N12 не будет работать в «неквантовских» ЭБУ и наоборот.

BOSCH M1.5.4 (N)

Следующим шагом была разработка совместно с «Bosch» ЭСУД на базе системы «Motronic» M1.5.4, которая могла бы производиться в России. Были применены другие датчики расхода воздуха (ДМРВ) и резонансный детонации (разработки и производства «Bosch»). ПО и калибровки для этих ЭСУД было впервые полностью разработаны на АвтоВАЗ.
Для норм токсичности Евро-2 появляются новые модификации блока M1.5.4 (имеет неофициальный индекс «N», для создания искусственного отличия) 2111-1411020-60 и 2112-1411020-40, удовлетворяющие этим нормам и имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер.
Так же, для норм России был разработан ЭСУД для 8-кл. двигателя (2111-1411020-70), являющийся модификацией самого первого ЭСУД 2111-1411020. Все модификации, кроме самой первой, используют широкополосный датчик детонации. Этот блок начал производиться в новом конструктивном исполнении — облегченный негерметичный штампованный корпус с выдавленной надписью «MOTRONIC» (в народе «жестянка»). Впоследствии и ЭБУ 2112-1411020-40 тоже стали выпускаться в данном конструктивном исполнении. Замена конструктива, на мой взгляд, полностью неоправданна — герметичные блоки были более надежны. Новые модификации, скорее всего, имеют отличия в принципиальной схеме в сторону упрощения, так как канал детонации в них работает менее корректно, «жестянки» больше «звенят» на одинаковом ПО.

Читайте также  На панели загорелся восклицательный знак в круге

Параллельно с системой M1.5.4, АвтоВАЗ совместно с «ЭЛКАР» спроектировал функциональный аналог блока M1.5.4, который получил название «Январь-5». Первоначально были выпущены варианты под нормы Евро-2 (2112-1411020-41) имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер. Позже началось серийное производство и установка систем на базе блоков управления «Январь-5.1.2» для 16-ти (2112-1411020-71) и Январь-5.1.1 для 8-ми (2111-1411020-71) клапанных двигателей под нормы России. Все эти блоки имеют ПО и калибровки разработки ОАО «АвтоВАЗ». Это первый из серии блоков, считывание/запись которых производится без разборки блока. В данных модификациях используется процессор Siemens Infineon C509, тактовая частота 16 Мгц. ПО и калибровки записаны в Flash ёмкостью 128 кб, что позволяет записывать в них, после соответствующей доработки, 2 разные программы, например, эконом + динамик и оперативно переключаться между ними во время движения. Схемотехнически ЭБУ Январь — 2112-41 (2112-71) могут несколько отличаться друг от друга, в первую очередь применением других сильноточных драйверов. В новых реализациях блоков микросхемы — драйверов фирмы Motorola MC33385, вместо привычных TLE5216. Эти микросхемы различаются протоколом считывания драйверной диагностики. Поэтому ПО поддерживающее драйверную диагностику, написанное под TLE5216 будет некорректно диагностироваться на блоках, где управление форсунками реализовано на м/сх Motorola и, соответственно, наоборот.

BOSCH MP7.0H

Следующим шагом в борьбе за экологичность выхлопа была разработка по заказу ОАО АвтоВАЗ фирмой «Bosch» более современного блока, который мог бы удовлетворить более жестким нормам токсичности и диагностики Евро-2 и Евро-3, получившая название MP7.0. В данной модификации и аппаратная часть и программная разработаны фирмой «Bosch», окончательную калибровку и доводку систем выполнял ОАО «АвтоВАЗ». Это семейство также расширяется и уже дополнилось системами под нормы Евро-3 для 8-ми и 16-ти клапанных двигателей переднеприводных автомобилей, а также для полноприводных автомобилей ВАЗ-21214 и ВАЗ-2123 (нормы Евро-2 и Евро-3).
В качестве ПЗУ в данных блоках использована микросхема FLASH, емкостью 256 Kb, из которых только 32 Kb содержат калибровочные таблицы и могут быть считаны и перезаписаны. Вернее, записать можно все 256 Кб, а вот считать только 32 кб. Считывание /запись этих блоков (без вскрытия блоков) поддерживает только Combiloader от SMS-Software. Возможно так же программировать флэш внешним программатором через переходник, подключаемый к шине ЭБУ.
В данном ЭБУ использован 16-разрядный процессор B58590 (внутренняя маркировка фирмы Bosch), 20 — разрядная шина и, в качестве ПЗУ, для хранения ПО и калибровок, использована флэш-память 29F200.
ЭБУ разных модификаций аппаратно различаются. ЭБУ под нормы Е3 (-50) имеет дополнительный драйвер для подогревателя 2-го датчика кислорода. Так же возможны различия по каналу ДТВ.
Красивая бумажная наклейка (встречается и такое), поверх штатного шильдика — скорее всего детище ОПП, такие блоки устанавливались на некоторые «Нивы» и «Надежды», перешитые на ОПП из обычных «нивских».
Этот тип ЭБУ поддерживает не отключаемую драйверную диагностику. Поэтому при установке ГБО на них строго обязательно применение безразрывного отключения форсунок.

BOSCH M7.9.7 BOSCH M7.9.7 +

Новый ЭБУ не заставил себя ждать. Как всегда «без объявления войны», ВАЗ выпустил на конвейер ЭСУД с Bosch M7.9.7 другой модификации. Он содержит другой процессор (Thompson) и ПО прошито внутри процессора, то есть flash — памяти в них нет, применена так же и другая eeprom.
Первые прошивки в новом блоке — B103EQ12 для двигателя 2111 (1,5 л) и B120EQ16 (Нива). Впоследствии появились так же прошивки новой реализации и на все остальные системы впрыска. Все они с фазированным впрыском, как 8, так и 16-клапанные. Прошивки «старой» реализации не подходят для «новой» и наоборот. Совместимости нет. На «новый» тип контроллеров уже (по стостоянию на январь 2006) вышло обновленное ПО. Серия EQ заменена на конвеере на ER. С чем это связано, какие изменения и улучшения внесены, как повелось на ВАЗ, не сообщается.

Январь 7.2 — функциональный аналог блока Bosch M7.9.7, «параллельная» (или альтернативная, кому как нравится) с М7.9.7 отечественная разработка фирмы «Итэлма». Январь 7.2 внешне похож на M7.9.7 — собран в аналогичном корпусе и с таким же разъемом, его можно без всяких переделок использовать на проводке Bosch M7.9.7 с использованием того же набора датчиков и исполнительных механизмов.
ЭБУ выпускается фирмами «Итэлма» (хххх-1411020-82 (32), прошивка начинается на букву «I», например, I203EK34) и «Автэл» (хххх-1411020-81 (31), прошивка начинается на букву «А», например, A203EK34). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые.
ЭБУ серий 31(32) и 81(82) совместимы аппаратно сверху вниз, то есть прошивки для 8-кл. будут работать в ЭБУ 16-кл., а наоборот — нет, т.к в 8-кл блоке «не хватает» ключей зажигания. Добавив 2 ключа и 2 резистора можно «превратить» 8-кл. блок в 16 кл.
ЭБУ «Январь 7.2» производимый для установки на а/м «Калина» являются аппаратной «мутацией» и несовместимы с «переднеприводными». Отличия незначительны — в канале управления клапаном адсорбера и бензонасоса, но они не дают использовать ПО от модификаций 2111/21114, то есть «калиновские» ЭБУ можно использовать только с соответствующим «родным» ПО или ПО на его основе.

В августе 2007 г. на новых автомобилях и в продаже появились новые блоки управления Январь 7.2 собранные на принципиально новой элементной базе. Используется процессор SGS Tomphson с внутренним flash. Непонятно высокое предназначение этого блока, т.к буквально через несколько месяцев, в декабре 2007 г. он был сменен на М73 для норм Евро-3.
Вычислительные возможности процессора ST10F273, который используется в данном ЭБУ позволяют реализовать сложные алгоритмы управления с применением матмодели двигателя для выполнения норм токсичности Евро-3 и Евро-4. Несмотря на это, АвтоВАЗ пошел по несколько иному пути: ПО для данного ЭБУ алгоритмически практически полностью повторяет ПО Января-7.2 последних версий (прошивки CO/DO). Скорее всего, этот тип ЭБУ изначально планировался как «переходный» вариант к принципиально новым алгоритмам управления двигателем, реализованным в ЭБУ M73.
Производитель ЭБУ (в данном случае НПО «Итэлма») и тут не смог обойтись без сюрпризов. Была выпущена небольшая партия ЭБУ, с аппаратными различиями в канале обработчика датчика скорости без изменения шильдиков и идентификации прошивок. Т.е прошивки таких блоков имеют те же наименования, что и «обычные», но запись в блок прошивок от «старой» аппаратной реализации приводит к отсутствию сигнала ДС и ошибок, связанных с датчиком скорости. Для того, что бы адаптировать прошивки к данному ЭБУ, необходима небольшое изменение кода программы, которое можно произвести специальной утилитой.

2008-й год поставил вне закона установку на новые автомобили ЭСУД, удовлетворяющих нормы токсичности хуже ЕВРО-3. Всвязи с этим на новых автомобилях появились новые ЭБУ — М73. Схемотехнически это — «родственник» Микас-11 и Январь 7.2+.
Новые контроллеры М73 производятся двумя заводами: НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.
Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный.

Автэловские проекты (софт АВТЭЛ):
21124-1411020-12 854.3763.000-02 45 7311 XXXX М73 Е3
21114-1411020-12 855.3763.000-02 45 7311 XXXX М73 Е3
21114-1411020-12 855.3763.000-02 45 7311 XXXX М73 Е3

Итэлмовские проекты (софт ВАЗ):
21067-1411020-22 851.3763.000-01 45 7311 XXXX М73 Е3
(пока один, обратите внимание, что этот контроллер может выпускать и АВТЭЛ, то есть, прошивка будет начинаться с A).
Аппаратно блок практически идентичен Январь 7.2+, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М73 в Январь 7.2+

ЭБУ с поддержкой электронного дроссельного узла (с конца 2010 г.)

На исходе 2010 года на а/м семейства ВАЗ начали устанавливать серийно электронную дроссельную заслонку, электронную педаль и поддерживающие данные устройства контроллеры Bosch M17.9.7 (а/м «Приора») и М74 (производство «Итэлма», а/м «Калина»). Контроллеры имеют оригинальную проводку и разъемы, не совместимы с предидущими ЭСУД и несовместимые между собой.

Впервые данные ЭБУ появились в ноябре 2010 года на автомобилях семейства «Калина», оснащенных электронным дросселем и электронным приводом дроссельной заслонки.
С 2011 года все новые автомобили, сходящие с конвейера, включая автомобили классической компоновки, должны соответствовать нормам Евро-4. Блоки М74 и М74К несовместимые и разные по схемотехнике. М74К, по сути, не является М74, это «глобальная» модификация блока М73. ЭБУ М74 не совместим по проводке/разъему ни с одним ранее применявшимся ЭБУ.

M75, выпущенный НПП «Итэлма» в 2012 году, предполагается как альтернатива Bosch ME17.9.7, преднезначенная для замены ЭБУ без переделки проводки — блок имеет аналогичную 17.9.7 колодку с совпадающей распиновкой. Предполагается, что блок сможет заставить выполнять ВАЗовский двигатель нормы Евро-5. Впервые блок применен на а/м «Приора» 1,6 л, 16V, 2012 г. выпуска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: