Избавляемся от посторонних шумов в аудиотракте - AUDI-TOGLIATTI.RU

Избавляемся от посторонних шумов в аудиотракте

Избавляемся от посторонних шумов в аудиотракте

Основные правила установки:

  • Первое правило. Чтобы автозвук оказался максимально чистым, необходимо приобретать максимально качественные силовые кабели и акустические/межблочные провода. При ограничении в средствах, основной упор надо сделать на межблочные кабельные соединители. Во время работы автомобиля его электросистема неизбежно создаёт электромагнитные поля, разнообразные по количеству, мощности и частотным характеристикам. Именно они являются основной причиной шумов, которые проникают через некачественно сделанные экраны кабелей RCA.
  • Второе правило. Прокладку межблочных кабелей следует вести таким образом, чтобы они находились максимально далеко от других элементов электропроводки транспортного средства. А также они не должны находиться близко от силовых проводов, ведущих к звуковой системе. Следует учесть, что проникновение помех уменьшится, если пересечение колоночных проводов и силовых кабелей смонтировать под прямым углом.
  • Третье правило. Никогда не приобретайте RCA-кабели, длины которых хватает «с запасом». Чем меньшей будет длина, тем, меньше вероятность генерирования электромагнитной наводки.
  • Четвертое правило. Грамотно спроектированный монтаж системы автозвука предусматривает заземление всех элементов системы только в одной точке.В противном случае, когда компоненты заземляются в хаотично подобранных местах, появляются так называемые «контуры заземления», являющиеся основной причиной помех при проигрывании музыки.

Более подробно о том как правильно подключить усилитель мы рассмотрели «здесь».

Контуры заземления и рекомендации по установке

Четвертое правило, изложенное выше, говорит о том, что одна из причин, по которой возникает посторонний шум в динамиках, является наличие «контуров заземления». Их присутствие в нескольких местах становится причиной генерирования разного напряжения в отдельных частях кузова транспортного средства. Это и приводит к появлению дополнительных шумов.

Корпус автомобиля, по сути, представляет собой большую массу металла, которая используется как «земля» для электроцепей. Его электрическое сопротивление минимально, но оно есть. На работу электрооборудования самого транспорта оно не имеет никакого влияния, чего не скажешь о звуковой системе. Поскольку между точками кузова существуют напряжения разного потенциала, возникают микротоки, к которым весьма чувствительна начинка акустической системы.

Чтобы предотвратить наличие звукового шума, следует воспользоваться такими правилами:

  • Схема заземления создается так, чтобы все компоненты «массы» сходились в одну точку. Отличным решением является использование минусовой клеммы аккумуляторной батареи или точки на кузове, где присутствует заземление отрицательной клеммы источника питания. При выборе проводки следует делать упор на многожильные качественные провода, при производстве которых используется обескислороженная медь. Место контакта кабеля с корпусом, должно быть зачищено от краски, грязи и ржавчины. Рекомендуется кабель оконцевать опрессовкой или напайкой специального наконечника в виде кольца подходящего диаметра. Создавая разводку заземляющих кабелей и питания, прикупите позолоченные коннекторы и клеммы;
  • Металлические части аудиосистемы не должны нигде контактировать с кузовом транспортного средства. В противном случае, при установке акустики своими руками, владелец автомобиля спровоцирует появление контура заземления, со всеми вытекающими последствиями;
  • Как только вся проводка будет подключена к магнитоле и двум парам колонок, проверьте её работоспособность. Включите стереосистему, и проведите тест при отсоединенной антенне. В идеале шумов не должно быть;
  • Далее надо отсоединить заземление стереосистемы от кузова. Если всё сделано правильно, звук пропадет, магнитола отключится. Это прямое свидетельство наличия одной точки заземления и отсутствия контуров. Стопроцентной гарантии отсутствия шума никто не даст, тем не менее, вы обезопасите себя на 90 процентов. Бывает и так, что при установке аудиосистемы нет возможности заземлить все элементы в единой точке. Решением проблемы является подбор еще одной точки для подключения массы. Этот случай эффективен только тогда, когда разница напряжения между базовой и дополнительной точкой заземления не превышает 0.2В. Как вариант, заземление усилителя осуществляют к задней части автомобиля, а эквалайзер, магнитолу и кроссовер – на перегородке кузова между двигателем и салоном.

А также хочется отметить что, хорошим фильтром в системе является наличие конденсатора.

Хрипит один динамик в автомобиле

Когда хрипит один динамик в автомобиле, можно точно сказать, что проблема не связана с выбором мощности. Действовать нужно в зависимости от того, на какой громкости слышится хрип.

Хрипит динамик на минимальной громкости

Когда на самой низкой громкости доносится хрип из одного динамика, можно с уверенностью сказать, что он неисправен. Чаще всего проблема связана с проводами, соединяющими катушку и клемму. Если они поломались или перетерлись, то из-за этого будут возникать хрипы в процессе их работы. В такой ситуации рекомендуется разобрать динамик и припаять на место старых проводов новые, обязательно такого же сечения.

Хрипит динамик на максимальной громкости

Когда хрипит только один динамик на максимальной громкости, необходимо следующим образом проводить поиск неисправности:


Проверить исправность конденсатора. Если выход усилителя не справляется с мощностью, то появится искажение звука. В такой ситуации может потребоваться замена конденсатора;

  • Загрязнение динамика. Чтобы проверить динамик на загрязнения, необходимо его разобрать и убедиться, что внутрь не попал песок, камни и грязь. Разбирается динамик довольно легко, необходимо снять подвес и диффузор, которые закреплены на винты. Чтобы очистить динамик, его необходимо аккуратно продуть компрессором, использующимся для компьютерных плат, или прочистить мягкой кисточкой.
  • Залив динамика. Если в динамик попала вода, потребуется его заменить. Это связано с тем, что подвес во влажной среде размокает, вызывая хрип.
  • Важно: Перед любой проверкой одного динамика, нужно убедиться, что неисправность связана конкретно с его работой. Для этого достаточно подсоединить на место неисправного один из стабильно работающих динамиков. Если звук продолжает хрипеть, следует проверить наличие окислов и коррозии на выходе магнитолы, а также «прозвонить» провода в цепи.

    (418 голос., средний: 4,55 из 5)

    Похожие записи
    Давление в системе охлаждения двигателя автомобиля
    Масло в воздушном фильтре: почему попадает и что делать

    Как избавиться от шума?

    С причинами возникновения шумов и советами по правильному монтажу проводов и оборудования мы разобрались. Рассмотрим далее, какой тактики следует придерживаться в случаях, когда, например, двигатель набирает обороты, провоцируя появление шумов и помех?

    Варианты устранения описаны ниже:

    • Отключите от аудиосистемы головное устройство.Если наблюдается отсутствие шума, следует заземлить последнее в общую точку на кузове, которую используют другие компоненты акустики.
    • Если шум не пропал, и при этом элементы заземлены в разных местах, возьмите мультиметр и проверьте напряжение между точками заземления всех компонентов и заземлённой клеммой аккумуляторной батареи. При обнаружении разницы в полученных результатах, следует уравнять напряжение между всеми компонентами. Хорошим решением в данном случае является заземление всех компонентов в одном месте, либо поиск альтернативного места, где напряжение между компонентами не будет отличаться. Между всеми корпусами системы должен наблюдаться минимальный уровень напряжения. Показания проверяются посредством измерения разницы в напряжениях между экранами (оплётками), находящимися в кабелях RCA в любых комбинациях.
    • При обнаружении абсолютно минимального результата в разнице напряжений в ходе проверки мультиметром, шум от наводок может появляться по ряду других причин:Первой из них можно назвать близкое расположение проводов RCA к силовым кабелям.Убедитесь в качестве RCA-компонентов – проблемы обычно появляются вследствие установки дешёвой бюджетной проводки.Второй причиной может оказаться параллельное и близкое расположение акустических проводов к силовому кабелю, либо несоблюдение прямого угла пересечения. А также убедитесь в нормальной изоляции корпуса усилителя. Кроме того,плохо заземлённая антенна может создавать контуры и стать причиной помех. Последней причиной может оказаться наличие контакта акустического провода с кузовом транспортного средства.

    Что делать

    Если фонит магнитола при заведенном двигателе, делайте осмотр всей электропроводки аудиосистемы.

    В случае когда система фонит при прослушивании радио, осмотрите крепления всех проводов, идущих от аудиосистемы к антенне, и плотно завинтите их. В отдельных случаях возможно повреждение этого провода. Поврежденный кабель следует заменить новым. Штекеры очищаются от оксидов и загрязнений или заменяются новыми.

    Если фонит система при заведенном двигателе и включенном проигрывании CD или другого цифрового носителя, осматривайте все провода, идущие от магнитолы к усилителю и к колонкам. Причина может быть в их повреждении или в разъемах. Нужно отыскать неисправный провод или кабель с поврежденным разъемом и заменить его. А можно просто обновить все провода в автомобиле. И лучше всего — на специальные, силовые модели.

    При выходе из строя предохранителя линейного вывода систему лучше отдать в специализированный сервисный центр.

    Хотя заменить эту деталь можно и самому, если имеются знания в области радиоэлектроники.

    Чтобы убедиться в неисправности предохранителя, замкните минус линейного выхода на корпус (массу). Пропадание фоновых шумов будет подтверждением этой неисправности.

    Для ее самостоятельного устранения извлеките магнитолу и снимите верхнюю панель. На поверхности основной платы найдите предохранитель массы линейных выводов. На некоторых аудиосистемах его обозначают литерой «P» сверху и восклицательным знаком. По внешнему виду он напоминает SMD-резистор.

    Устанавливается такое предохраняющее устройство между «массой» на плате и боковыми RCA-выводами (тюльпанами).

    Предохранитель замените. Соберите магнитолу и поставьте ее на место.

    Фильтрующий конденсатор способны заменить только специалисты и любители радиоэлектроники со стажем. Поэтому рекомендуется отнести систему в сервис. В случае когда фонят контакты проводов автомагнитолы, их следует обжать.

    Если все вышеприведенные меры не помогают, ищите причину в машине. Необходимо проверить:

    • электрогенератор на предмет износа щеток и коллектора;
    • стартер на предмет износа щеток;
    • свечи зажигания и высоковольтные провода на предмет пробоев и внешних повреждений.

    При подобного рода неисправностях в машине возникают мощные источники радиопомех, которые может улавливать даже полностью исправная аудиосистема с функционирующей проводкой. Наиболее сильно помехи от стартера проявляются при запуске двигателя.

    • Автор: Мария Сухоруких
    • Распечатать
    1. 5
    2. 4
    3. 3
    4. 2
    5. 1

    Шумы и помехи в тракте звуковой частоты

    При изготовлении различной звуковой аппаратуры в настоящее время можно использовать большой набор активных элементов, таких как транзисторы, ОУ, специализированные микросхемы и микросборки, имеющих достаточно хорошие характеристики, в том числе и по шумовым показателям. То есть сами по себе эти радиоэлементы обладают малым уровнем собственных шумов и не вносят значительные искажения в усиливаемый сигнал. Но даже применяя самые лучшие детали, иногда можно получить готовое устройство с очень посредственными показателями качества.

    Качественные показатели резко снижаются из-за таких проявлений, как большой фоновый шум, появления нежелательных наводок, самовозбуждение каскадов и, как следствие, снижение динамического диапазона. В данной статье рассмотрены различные виды возможных помех и наводок и даны практические рекомендации и методы их устранения.

    В усилителях звуковой частоты (ЗЧ) помехи могут создавать электрические и магнитные поля проводов сети и трансформаторов питания, пульсации питающего напряжения (фон переменного тока с частотой 50Гц и его гармоники с кратными частотами – 100, 150, 200 и далее Гц)., электромагнитные поля мощных радио- и телецентров, затухающие автоколебания или возбуждение из-за неоптимальных или паразитных обратных связей (ОС) , связь через общий источник питания, через комплексное сопротивление общих проводов устройства и т.п..

    Читайте также  Дэу нексия не работает 4 скорость печки

    Здесь следует сказать, что не существует какого-то одного универсального способа борьбы с помехами и наводками на все случаи жизни. Однако можно предложить несложный комплекс мер, позволяющих в значительной степени снизить их уровень и добиться довольно высоких результатов простыми способами, применив основные правила построения радиоэлектронных устройств. К таким правилам относится защита соединительных проводов устройства, нахождение оптимального места соединения с общим проводом (GND), экранирование узлов и каскадов, развязка по питанию и т.д. В таблице ниже приведены основные виды возможных источников помех и даны основные методы борьбы с ними.

    Источник помехи

    Способы уменьшения помех

    Экранирование проводов
    Оптимальная точка заземления
    Разнесение и взаимная ориентация проводов
    Экранирование каскадов
    Ограничение полосы пропускания

    Экранирование проводов
    Применение витых пар проводов
    Оптимальное заземление
    Разнесение и взаимная ориентация проводов
    Экранирование каскадов
    Ограничение полосы пропускания (применение фильтров)

    Все приведенное выше ↑

    Пульсации источника питания

    Развязка по питанию
    Применение другого источника питания
    Выбор режима работы отдельных элементов

    Внутреннее сопротивление источника питания

    Оптимальное заземление
    Развязка по питанию
    Применение другого источника питания

    Волновое сопротивление проводов питания

    Развязка по питанию
    Замена проводов

    Паразитная обратная связь

    Оптимальная точка заземления
    Развязка по питанию
    Ограничение полосы пропускания

    Оптимальное заземление
    Развязка по питанию
    Замена отдельных элементов и выбор режима их работы
    Ограничение полосы пропускания

    Собственные шумы элементов

    Замена элементов и выбор их рабочих режимов
    Ограничение полосы пропускания.

    Один из главных каналов проникновения помех в тракт ЗЧ – соединительные провода, в которых возникают разного рода паразитные наводки и помехи. В основном это помехи, создаваемые магнитными полями трансформаторов и проводов сети переменного напряжения и емкостными связями электрического поля. Для уменьшения такого рода помех соединительные провода чувствительных каскадов применяют с экранирующей оплеткой, ориентируют относительно источника помехи определенным образом и соединяют с общим проводом в строго определенных местах.

    Основной принцип борьбы с наводками электрического поля – снижение взаимной емкости проводов (разнесение проводов дальше друг от друга, непараллельность проводки, экранирование). С магнитным же полем следует бороться возможным уменьшением взаимной индуктивности проводов. Достичь этого можно также разнесением проводов, их ориентацией и применением витых пар (магнитные поля в витых парах взаимно компенсируются).

    Для защиты от электрического поля экранирующую оплетку проводов необходимо соединять с общим проводом устройства только в одной точке, а для защиты от магнитного – в двух, в непосредственной близости от источника и приемника помехи. Эти, казалось бы противоречивые, требования можно выполнить, если провода соответствующих цепей свить вместе и поместить в общую экранирующую оплетку. Следует учесть, что с общим проводом устройства эту оплетку нужно соединить только в одной точке.

    В качестве примера практической реализации такого способа борьбы с электрическими и магнитными помехами показана схема на рис.1 (подключение магнитной головки звукоснимателя к предварительному корректирующему усилителю).


    Рис. 1

    При такой схеме соединений электрические помехи практически исключаются, а магнитные наводки ослабляются до 70 дБ.

    Хороший результат дает соединение экранирующих оплеток и сигнальных проводов в одной точке, выбранной так, чтобы токи помех не проходили с оплетки на общий провод устройства через подлежащий соединению с ним сигнальный провод. На рис.1 это точка «А». Чтобы избежать соединения оплетки с общим проводом в других местах, поверх нее рекомендуется надеть изолирующую ПВХ трубку (кембрик) или обмотать изолентой.

    Применение для коммутации слабых сигналов экранированных витых пар проводов также дает хороший результат при защите от электромагнитных полей, так как любой ток, протекающий через оплетку, наводит в обоих проводниках одинаковое напряжение, но с противоположными фазами, что взаимно уничтожает наведенные напряжения и устраняет таким образом помеху. Эффективность защиты экранированной витой пары тем больше, чем больше число витков скручивания проводов на единицу длины.

    Для соединения общих проводов сигнальных цепей и их оплеток отдельных каскадов с общим проводом всего радиоустройства применяют разные способы. Один из них, самый простой и распространенный, показан на рис.2а. Это последовательное соединение общих шин каскадов не очень удачно, так как возникающие возвратные токи, возникающие на собственном сопротивлении «Z» проводов, складываются в результате на суммарном комплексном сопротивлении, обозначенном как «Zсум.». В результате потенциалы общих шин каскадов оказываются не равными нулю и между каскадами возникает перекрестная паразитная связь, которая часто является причиной неустойчивой работы всего устройства. Такую схему последовательного соединения можно использовать только для узлов с очень малым и стабильным потреблением мощности, причем в этом случае наиболее маломощный и чувствительный каскад (А1) следует подключать непосредственно к общему проводу усилителя или др. устройства.


    Рис. 2

    От этих недостатков свободно так называемое радиальное соединение общих шин функциональных узлов с общим проводом устройства, как на рис.2б. Такое соединение желательно, в частности, применять в усилителях ЗЧ, особенно в силовых его цепях, где колебания потребляемой мощности существенны и неоднородны. Эти сильноточные цепи надо отделять от слаботочных, нельзя использовать общий провод сильноточных цепей в качестве общего провода и для сигнальных слаботочных! В качественной аппаратуре схемотехнически организованно, как правило, несколько отдельных общих шин для слаботочных и мощных каскадов, как показано на рис.3.


    Рис. 3

    Часто между каскадами необходимо включать различные регуляторы, например громкости, тембра, уровня записи и др. В этом случае необходимо применять потенциометры и др. регулирующие элементы в металлических корпусах, которые также необходимо заземлять с учетом всех вышеприведенных требований. Как пример, здесь показано включение переменного резистора между каскадами предварительного и оконечного усиления (рис.4).


    Рис. 4

    Применение экранированной витой пары и указанных способов заземления снижает до возможного минимума возникновение паразитных связей и наводок на регулирующую цепь.

    Следует обратить внимание на применяемый источник питания устройства. Лучше использовать стабилизированные источники с трансформаторами тороидального типа. В качестве стабилизаторов напряжения следует применять схемы с малым уровнем пульсаций выходного напряжения, лучше на специализированных микросхемах типа КРЕН5, КРЕН8 или аналогичных. Конденсаторы большой емкости особенно предпочтительны в цепях с мощной нагрузкой, это позволяет использовать мощные выходные каскады в режимах максимальной пиковой мощности без «просадки» питающих напряжений, а это значительно снижает уровень искажений сигналов больших амплитуд.


    Рис. 5

    Для маломощных каскадов можно применить простейшие фильтры развязки по питанию, которые значительно ослабляют паразитные связи между каскадами: Пример таких простейших развязывающих фильтров для двух маломощных каскадов показан на рис.6


    Рис. 6

    Здесь же показано шунтирование микросхем, в том числе цифровых, отдельным неполярным конденсатором небольшой емкости. Такие конденсаторы полезно включать для каждой микросхемы. Их выводы следует делать как можно короче и подпаивать прямо к «ножкам» микросхем. Для операционных усилителей (ОУ) следует применять включение корректирующих цепей, рекомендуемых для каждого конкретного типа ОУ в справочной литературе, где даны типовые схемы включения таких микросхем. Обычно это также конденсаторы небольшой емкости, или RC-цепи, подключаемые к специально предусмотренным выводам микросхемы.

    На рисунке ниже показан пример таких цепей коррекции для ОУ К553УД1А:

    Шумы и как с ними бороться

    Как из плохой записи сделать хорошую и как изолировать домашнюю студию от посторонних шумов не потратив при этом больших денег?

    Всего не предусмотреть

    Нередко мы сталкиваемся с этой проблемой, особенно когда речь идет о бюджетной или домашней студии. Виной тому может быть множество факторов, тут и оборудование недолжного качества, отсутствие звукоизоляции в помещении, где производилась запись, помехи от посторонних устройств, щелчки, потрескивания, наводки, гулы различного происхождения — всего не перечесть. Иногда проблема заметна не сразу. Бывает и так – в момент записи, мы вроде бы и удовлетворены качеством звука. Потом мы обрабатываем сигнал компрессором при большом значении Ratio, и запись вдруг становится грязной. Все то, что казалось незначительным, теперь уже кажется недопустимым. Или такая ситуация: мы пишем звук на удочку на съемочной площадке или во время репортажа. Тут уж, мы никаким образом не можем повлиять на окружающую обстановку, контролировать внешние шумы здесь уже нельзя.

    Noise reduction нам в помощь

    Шум существует в любой записи, причин этому множество, вот только уровень его должен быть минимальным.

    Что же делать, если у нас нет возможности сделать чистую запись?

    Тут нам на помощь приходят программы-шумоподавители. В настоящее время, производителя программного обеспечения для обработки аудио предлагают множество вариантов для решения этой задачи. Среди них инструменты Noise Reduction от Waves, Audacity, Pro Tools, Izotope RX, и многих других.

    Несколько слов о фильтрах и эквалайзерах

    Многие шумы благополучно убираются с помощью фильтров отсечки и параметрических эквалайзеров, которые встроены в каждый современный аудио-редактор или секвенсор. Как правило, стены домов надежно защищают от посторонних шумов за исключением экстремальных случаев, например ремонта в соседней квартире. Сквозь них проходят только низкочастотные басовые шумы. От них достаточно просто избавиться, воспользовавшись фильтром с резкой характеристикой спада, просто срезав все, что ниже 75 Гц. При этом, учтено, что мужская речь соответствует частотам от 100 Гц и выше, а женская – от 200 Гц.

    В случае, когда шумы лежат в пределах голосового диапазона, воспользоваться фильтром образки нельзя – вместе с шумами Вы «вырежете» существенную часть полезного сигнала, из-за чего звук потеряет свою естественность. Здесь может помочь параметрический эквалайзер. Принцип его работы при этом — подавляется тот частотный диапазон, в котором и расположен интересующий нас шум.

    В сложной ситуации поможет Adobe Audition

    Многие шумы, имея постоянную высоту тона, состоят из большого числа гармоник, которые невозможно убрать, пользуясь параметрическим эквалайзером или фильтрами среза. Вот здесь, на помощь приходят специальные инструменты шумоподавления, которые мы упомянули в самом начале. Сегодня мы рассмотрим механизм шумоподавления, реализованной в популярной программе Adobe Audition.

    Инструмент «Noise Reduction» был встроен в нее еще в те давние времена, когда она называлась Cool Edit и принадлежала компании «Syntrillium Software». Cool Edit, изначально был бесплатной программой, что помогло ему завоевать феноменальную популярность и любовь звукоинженеров со всего мира. Занятным фактом, является то, что в инструменте «Noise Reduction» реализована та же технология, что применялась при радиолокационном исследовании спутников Венеры. В программе Adobe Audition есть еще множество инструментов, в которых применены самые сложные, даже совсем немузыкальные технологии и разработки. Это сделало ее одной из самых наукоемких программ по обработке звука.

    Читайте также  Разболтовка волга сайбер

    Вернемся же к нашей проблеме. В качестве примера, нашей задачей будет удалить фоновый шум от компьютерного системного блока из записи. Первое, что нужно сделать- начать запись на несколько секунд раньше момента вступления партии или голоса. По окончании записи, возвращаемся к этому фрагменту, выделив его инструментом «Time Selection Tool». Фрагмент не должен содержать полезного сигнала, его длинна -приблизительно от двух до пяти секунд. Если вы забыли про это, и у вас нет заготовленного фрагмента «тишины» — придется искать его в местах пауз в партии. Далее, необходимо будет воспользоваться инструментом «Noise Reduction», который вы можете найти в меню Effects-Restoration-Noise Reduction (process). Затем следует нажать кнопку «Capture Profile», (захват шумового профиля) тем самым вы указываете программе шум «в чистом виде» — без полезного сигнала. На экране появится такая картинка:

    После, следует выделить всю запись целиком и вновь вызвать инструмент «Noise Reduction». Ползунковый регулятор, носящий название «Noise Reduction Level» дает возможность выбрать степень шумоподавления:

    Чем выше ее значение, тем меньшее присутствие в сигнале имеет захваченный программой шум. При высоких значениях «Noise Reduction Level», близких к 100, в сигнале появляются искажения, звук приобретает синтетический характер. В дополнительных настройках шумоподавления, значение «FFT Size» необходимо делать выше, чем оно установлено по умолчанию. Чем выше это значении, тем тщательнее будет производиться удаление шума из сигнала, а вот времени на выполнение этой операции, потребуется больше.

    В этом примере мы рассматривали широкополосный и равномерный шум, не меняющийся на протяжении времени.

    Теперь рассмотрим несколько иной случай. Представьте себе такую ситуацию: вы писали звук на удочку или микрофон камеры во время съемки репортажа в помещении, в котором внезапно зазвонил телефон. Звук телефона, в этом случае располагается не в паузах между репликами говорящего. Конечно же, методы борьбы с такого рода шумами отличаются от тех, что были описаны ранее.

    Здесь приходит на помощь режим отображения сигнала «Spectral View»:

    В нем, каждой временной позиции соответствует мгновенный спектр сигнала. В таком представлении звука легко обнаружатся внезапные его изменения, посторонние шумы, и другие «аномалии» возникающие при записи. Если посмотреть на записанный сигнал в режиме «Spectral View», можно увидеть, что с определенного момента на дисплее появляются своеобразные горизонтальные полосы, расположенные параллельно друг относительно друга и имеющие разную интенсивность:

    Это и есть наш телефонный звонок. Теперь все что вам необходимо будет сделать – выделить области спектра в районе этих полос, и «подавить» их — сделать их уровень ниже. Для этой операции вам потребуются инструменты «Lasso Selection Tool» или «Marquee Selection Tool». Также, необходимо будет изменить масштаб спектрального отображения на более крупный. Это поможет вам выполнить операцию с большей точностью.

    Программы могут не все

    Вот два основных способа удаления шума из сигнала с помощью программы Adobe Audition. В данном случае, впрочем, как и всегда, справедливо правило — 80 процентов качества фонограммы закладывается на этапе ее записи. С помощью программ, можно удалить лишь ряд шумов и лишь в ряде довольно типичных случаев. Наивно полагать, что все проблемы можно решить с помощью «специальных компьютерных программ» и сделать из самой ужасной записи шедевр. Тот, кто утверждает подобным образом, скорее всего, никогда не делал ничего подобного.

    Как качественно записать голос у себя дома?

    Защита записи от шумов в условиях домашней или бюджетной студии – одна из важнейших проблем. Это обусловлено тем, что хорошая звукоизоляция стоит очень очень дорого. Ее стоимость несоизмерима со стоимостью самого мощного компьютера или топовой модели микрофона. Учитывая это, необходимо дать несколько советов.

    Во-первых, проводить запись следует в помещении, где отсутствует сильная естественная реверберация, по возможности убрать из него большие предметы с плоскими поверхностями, такие как шкафы, полки и столы. Далее, необходимо зашторить окна, расположить микрофонную стойку в центре комнаты, по возможности выключить бытовые приборы — они могут создавать помехи.

    Полезным дополнением для домашней студии может служить специальная защита от посторонних шумов, выглядит она так:

    Изготавливается она из акустической пены и надежно защищает микрофон от посторонних шумов и ненужной реверберации. Существуют и несколько другие устройства, служащие для этих же целей – специальные микрофонные боксы:

    Их стоимость варьируется от 50 до 200 долларов США. При необходимости, такое приспособление можно сделать своими руками, в этом нет ничего сложного.

    Придерживаясь этих простых советов и оперируя, при необходимости, инструментарием программы Adobe Audition, Вы можете решить ряд проблем по удалению шумов и сделать Ваши записи более чистыми и качественными. Дерзайте и помните, хорошая фонограмма получается только из хорошей записи. Будьте внимательны!

    Избавляемся от посторонних шумов в аудиотракте

    Всем привет!
    Ребята, это мой первый пост, и хочу посвятить его проблеме возникающих шумов в аудиотракте.

    В схеме соединения аудиоаппаратуры, когда любая звуковоспроизводящая аппаратура и активная акустическая система подключаются в две разные розетки с заземлением, появляется «паразитный земляной контур» в цепи питания аппаратуры.

    Немного Физики

    Заземление / зануление в зданиях выполняется обычно в одном месте, на цокольном этаже или в подвале. Защитные контакты всех сетевых розеток, установленных в здании, должны быть присоединены к этому заземлению. Если все оборудование подключено к сети питания через одну розетку, то проблемы не возникает. Она возникает в том случае, когда электрически связанные друг с другом устройства (например, компьютер и активная акустическая система) подключены к сети питания через разные розетки. Вследствие неравенства сопротивлений соединений на землю в контуре заземления, образованном соединенными между собой устройствами, протекает ток, который создает фон, накладывающийся на полезный сигнал.

    Шумы и Фон переменного тока

    Любому, кто имеет опыт работы с аудиоаппаратурой, знаком громкий фон, возникающий в громкоговорителях при подключении аппаратуры и включении ее в рабочий режим. Компьютерное оборудование не является исключением, поскольку и оно питается от сети переменного тока. При неправильном заземлении, т.е. при нарушении надлежащей развязки сигнальных цепей от цепей питания, на полезный сигнал накладываются помехи в виде шумов и фона переменного тока.

    В схеме любого радиоэлектронного устройства, в том числе аудиоаппаратуры, все напряжения “привязаны” к внутренней земле схемы, потенциал которой принимается равным нулю, и все напряжения измеряются относительно внутренней земли схемы. Благодаря этому обеспечивается возможность выделения полезного сигнала на фоне помех.
    При соединении радиоэлектронных устройств сигнальным кабелем земляной проводник кабеля соединяет их внутренние земли, уравнивая их потенциал. Эта так называемая сигнальная земля может быть и не привязана к потенциалу земли, как это имеет место в цепи заземления аппаратуры, но сигнальные цепи всех радиоэлектронных устройств, соединенных между собой, оказываются привязанными к одному общему опорному потенциалу.

    К сожалению, соединение радиоэлектронных устройств между собой таит в себе опасность возникновения паразитного контура заземления. Если в схеме соединенных между собой радиоэлектронных устройств существует несколько соединений с точкой заземления по сети питания, вследствие неодинаковости их сопротивлений по паразитному контуру заземления протекает ток, который создает наводку (фон) частотой 50 Гц в сигнальных кабелях, соединяющих аудиоаппаратуру, которые действуют, как радиоантенны.

    Самой распространенной причиной фона сети питания являются паразитные петли заземления аппаратуры. В сетевом кабеле питания любого радиоэлектронного устройства предусмотрен третий, заземляющий, провод, которым устройство через сетевую вилку и розетку соединяется с общей точкой заземления электрооборудования в здании. Подключение всех устройств, которые соединены между собой сигнальными кабелями, к сети питания через одну сетевую розетку уменьшает вероятность возникновения паразитных контуров заземления, хотя не устраняет ее полностью.

    Как это лечится?

    Самый простой и надежный способ избавиться от сетевых наводок — подключить все оборудование к сети через одну общую сетевую розетку. Если полностью устранить фон сети таким способом не удается, то используются следующие два способа борьбы с сетевым фоном. Если вы умеете пользоваться паяльником, отпаяйте земляной провод (экран) на одном конце сигнального кабеля от разъема (на одном, а не на обоих концах, так как экран обеспечивает защиту от радиопомех!).

    Самый действенный способ — отсоединить с помощью переходника, одно из устройств (например ноутбук) от общей цепи заземления по сети питания (с помощью переходника с трехконтактной вилки на двухконтактную, либо использовать удлинитель без заземления). Но не следует делать это для всех устройств одновременно, так как в этом случае на корпусе аппаратуры может появиться “плавающий потенциал земли”, опасный для жизни.

    Шумная борьба за оригинал: удаление помех с аудиозаписей

    • Удаление шума в паузах между аудиотреками в Sound Forge Pro
    • Удаление фонового шума в Sound Forge Pro
    • Удаление щелчков с аудиозаписей в Sound Forge Pro
    • Удаление фонового шума в Audacity
    • Удаление противного писка в Audacity
    • Заключение

    В понимании непосвященных пользователей редактирование звука означает конвертирование дисков в MP3 или FLAC, а также нарезку треков из образа диска с файлом разметки CUE. Самые продвинутые «профи» умеют даже делать рингтоны, вырезая из музыкальной композиции понравившийся фрагмент. Это, конечно, довольно востребованные действия, однако термин «обработка звука» хранит в себе совсем иной смысл.

    Как можно изменить звук? Прежде всего, можно повлиять на частотные характеристики аудиосигнала. Частотная коррекция сродни фильтру резкости при обработке изображения — визуально объект делается четче и разборчивее, однако это не означает, что после редактирования добавились детали. При обработке частот звукового сигнала происходит примерно то же самое. Полагаю, все кто носил наушники с плеером, иногда испытывал необходимость «подкрутить эквалайзер», чтобы добавить бас или вытянуть высокие частоты. Но вот что интересно — сильно выпяченные высокие частоты увеличивали шум, который не украшал аудиотрека. Обратная процедура — подавление шума с помощью частотной коррекции — несет в себе другую проблему. Вместе с шумом исчезает определенный спектр вокала и музыки, что приводит к потере полезной информации.

    Другой способ «изменения» звука — использование эффектов. На наш взгляд, подобный прием обработки звука оправдан только тогда, когда звукорежиссер работает над сведением аудиоматериала и имеет четкое представление о том, что он делает. Иногда даже фильтр искажения может заставить аудиофрагмент звучать естественно. Кроме этого, аудиофильтры часто помогают скрыть или завуалировать какие-то дефекты звуковой дорожки. Например, если в конце записанной партии инструмента слышен сторонний звук или эхо, это можно исправить, вырезав или приглушив проблемный участок и «погрузив» концовку в плавное эхо с эффектом затухания.

    Читайте также  Все о водительское удостоверении в Казахстане 2019

    Есть и третий способ редактирования цифрового аудио. Именно на нем построен принцип обработки звука в большинстве современных аудиоредакторов. Для исходной записи создается волновая форма — диаграмма, по которой можно визуально проследить изменение амплитуды звука во времени. Если открыть любой аудиофайл в звуковом редакторе, например Sound Forge или Goldwave, можно увидеть, что именно такой вариант представления звука в программе выбран по умолчанию. Современные пакеты для редактирования звука позволяют вносить изменения в форму этой «синусоиды» — изменять форму пиков, сжимать или раздвигать их, удалять фрагменты и видоизменять характер кривой. Перед пользователем, который задался целью обработать звук, это открывает широкие возможности: в исходном аудиоматериале на волновой форме можно легко найти щелчки и помехи, а затем удалить их и т.д.

    Шум — это одна из самых актуальных проблем, возникающих при обработке звука. Шум — это естественное явление. Он присутствует везде и во всем — на кухне журчит вода, льющаяся из-под крана, на улице шумят автомобили, в офисе гудят компьютеры и принтеры. Сопровождает шум и любую аудиозапись, будь то сообщение на автоответчике или музыкальные композиции с аудиодиска. Конечно, уровень шума во всех этих случаях различается однако, избавиться от него полностью невозможно. Природа шума бывает самая разная — от жужжания дрели до шелеста листьев, поэтому идеальный алгоритм, который бы очищал звук от шума, придумать невозможно. Кроме этого, аудиопомехи сродни пыли и царапинам на фотографии — артефакты можно «маскировать» под основной звук и делать менее заметными, а точнее неслышимыми, и можно удалить полностью.

    Самый главный вопрос, который встает перед пользователями, — какой выбрать инструмент для борьбы с шумами?. Выбор инструмента для обработки звука зависит от финансовых предпочтений. Конечно, существуют профессиональные приложения, которые используют уникальные алгоритмы обработки звука и стоят тысячи долларов. Возможности специализированного ПО могут быть куда шире и не ограничиваться одним удалением шумов. Например, некоторые приложения могут удалять из звуковой дорожки определенные звуки, такие как случайный шум проезжающего автомобиля. Однако такой вариант могут себе позволить только крупные компании, скажем, киностудии, в распоряжении которых имеется достаточно солидный бюджет. Для пользователя со средним достатком довольно неплохой вариант — Sound Forge Pro или Adobe Audition. Ну, а как эконом-вариант можно предложить Audacity, только обязательно последней, пусть и бета-версии. Не стоит бояться тестового варианта редактора. На самом деле эта программа работает очень стабильно и не хуже официального релиза. Кроме того, в ней есть некоторые инструменты, которых явно недоставало в предыдущей версии.

    ⇡#Удаление шума в паузах между аудиотреками в Sound Forge Pro

    Этот профессиональный пакет для обработки звука содержит два главных инструмента, с помощью которых можно «победить» шум. Первый называется Noise Gate. Представьте себе старенькую запись с аудиокассеты, где в паузах слышен резкий шипящий звук. Возможно, кто-то сочтет этот шум обязательным атрибутом музыки восьмидесятых и не захочет избавляться от него при оцифровке раритетных записей. Но если вы не находите в этом шуме никакой романтики, можно легко подавить его, причем, без вреда для основной композиции. Для этого используется фильтр, который убирает сигнал, если он опускается до некоторого порогового значения.

    Откройте аудиофайл в Sound Forge Pro и выделите участок трека, который необходимо обработать. Теперь в меню программы выберите Effects и Noise Gate. Как и большинство других инструментов приложения, фильтр имеет несколько предустановок и возможность предварительного прослушивания результата с выбранными настройками.

    ⇡#Удаление фонового шума в Sound Forge Pro

    Второй инструмент Sound Forge Pro для борьбы с шумами — модуль Noise Reduction, который можно вызвать из меню Tools. Присутствие шума обычно означает потерю исходной информации. Компьютер при устранении случайных помех должен каким-то образом восстановить эти данные. Однако, по большому счету, это невозможно, поскольку удаление частот, содержащих шум, приводит к потере оригинального звучания и возникновению булькающих артефактов.

    Когда шум имеет случайную природу, его трудно описать математически. Другое дело — если этот шум вызван циклическими процессами, скажем, электромагнитными колебаниями. В этом случае можно предугадать, как следует откорректировать волновую форму, чтобы получить на выходе неискаженный сигнал. Для борьбы с такими «предсказуемыми» типами помех используется метод захвата фонового шума. Суть его сводится к тому, что программа записывает фрагмент «чистого» шума, а затем вычитает его из аудиозаписи. Такой фрагмент может быть очень коротким, продолжительностью менее секунды.

    Sony Noise Reduction позволяет или автоматически выполнять захват шума, или делать это в ручном режиме. В режиме ручного подавления модуль генерирует картину частотного спектра и отмечает на нем контрольные точки, определяющие характер подавления шума. Те данные на графике, которые расположены над огибающей, будут оставлены без изменений. А к тем, которые расположены под ней, будет применено затухание. Соответственно, при ручном переносе контрольных точек вверх эффект подавления шумов будет сильнее, и наоборот.

    Sony Noise Reduction может использовать один из четырех алгоритмов подавления помех, которые так и называются — Mode 0, Mode 1, Mode 2 и Mode 3.

    По умолчанию используется режим Mode 2, который хорошо подходит для большинства случаев. Но разработчики рекомендуют всегда проверять, как программа справляется с удалением шума во всех возможных режимах, и выбирать наилучший результат.

    • Mode 0, как правило, подходит для устранения шумов с низким уровнем амплитуды. Однако при его использовании увеличивается вероятность появления искажающих артефактов;
    • Mode 1 похож на режим Mode 0, но при его использовании меньше шансов получить артефакты. С другой стороны, и шума он удаляет меньше;
    • Mode 3 — это наиболее щадящий режим подавления шумов, при котором вероятность возникновения дефектов звука сведена к минимуму.

    ⇡#Удаление щелчков с аудиозаписей в Sound Forge Pro

    Обычно музыкальную запись, переведенную в цифровой вид с виниловой пластинки, сопровождают треск и щелчки. В этом случае недостаточно использовать профиль шума, поскольку треск пластинки непредсказуем. В Sound Forge Pro есть специальный инструмент для устранения наиболее часто встречающихся помех при оцифровке аудиозаписей. Для его вызова выполните команду «Tools → Audio Restoration».

    Помимо выбора порогового значения шума и прочих параметров подавления фонового шума, этот инструмент также дает возможность настроить подавление щелчков. За это отвечает ползунок Click Removal Amount. По умолчанию его значение установлено посередине и для большинства записей подходит оптимально. Если переместить ползунок вправо, будет удалено больше щелчков, однако при этом программа может также случайно удалить элементы основной аудиозаписи, например звук барабана.

    ⇡#Удаление фонового шума в Audacity

    Для удаления шума в бесплатном редакторе Audacity можно использовать те же приемы, что и в случае с Sound Forge. Например, подойдет модуль «Удаление шума», написанный Домиником Маццони, собственно, одним из авторов Audacity. Чтобы воспользоваться этим фильтром, нужно выделить несколько секунд для создания профиля шума, а затем выбрать команду «Эффекты → Удаление шума».

    После этого нужно нажать на кнопку «Создать модель шума» и, выделив весь обрабатываемый аудиофрагмент, снова вызвать данный фильтр. Теперь в окне с настройками можно подобрать силу подавления шума (Noise reduction), настроить чувствительность фильтра, указать частоту сглаживания и время атаки, характеризирующее реакцию фильтра на появление шумов.

    Иногда метод с профилем шума не срабатывает или же запись выполнена настолько плотно, что неоткуда взять этот профиль. В этом случае можно прибегнуть к такому трюку. Чтобы получить профиль, нужно просто сделать дополнительную запись в тех же условиях, в которых был записан редактируемый материал. Далее профиль можно брать из новой записи. К сожалению, воссоздать исходные условия можно далеко не всегда, поэтому этот прием подходит не для всех случаев.

    ⇡#Удаление противного писка в Audacity

    Если хорошо знать инструменты звуковых редакторов, можно устранять помехи, используя средства звукового редактора комплексно, а не только одним фильтром «шумодава». Предположим, вы столкнулись с еще одной разновидностью шума — постоянным писком на определенной частоте. Такой тип помех может возникнуть, например, при сильных наводках радиоаппаратуры. В этом случае используется принцип вырезания полосы частот, которая содержит нежелательный шум.

    Прежде всего, для этого нужно выполнить частотный анализ трека. Чтобы получить такой график в Audacity, выполните команду «Анализ → Построить график спектра».

    Теперь внимательно изучите диаграмму — частотный шум на звуковой дорожке будет виден как выпирающий горбик. Подведите курсор к этому участку, чтобы узнать точную частоту этого пика. Запомните это значение. Теперь выделите весь трек и выберите в меню программы «Эффекты → Запрос Nyquist».

    В появившемся окне напишите примерно такое выражение:

    • (vector (notch2 (aref s 0) 6230 50) (notch2 (aref s 1) 6230 50) ) для стереотрека,
    • (notch2 s 6230 50) — если у вас одна аудиодорожка.

    Число 6230 — это частота, на которой слышны помехи. Цифра 50 — это параметр, с которым вам, возможно, придется поэкспериментировать, чтобы вырезаемая частота не делала слишком заметного провала в частотном спектре аудиозаписи. Убедиться в том, что шум удален, можно как по заново сгенерированному частотному спектру, так и просто на слух.

    ⇡#Заключение

    Использование качественной аппаратуры — дорогих микрофонов, высококлассных усилителей и т.д. — несомненно, способствует уменьшению количества шумов. Но в тех случаях, когда невозможно повлиять на качество записи, стоит вспомнить о цифровой обработке звука. И даже если полностью избавиться от сторонних помех не удастся, во многих случаях запись станет приятнее для слуха. Поэтому если вы зададитесь целью восстановить старые записи с катушечного или кассетного магнитофона, обязательно пробуйте все возможные варианты для устранения шумов, ведь, как известно, совершенству нет предела.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: