Иридиевые свечи зажигания — преимущества и недостатки - AUDI-TOGLIATTI.RU

Иридиевые свечи зажигания — преимущества и недостатки

В чем преимущество иридиевых свечей зажигания?

В бензиновом двигателе свечи зажигания остаются одним из самых консервативных узлов – по сути их конструкция мало менялась с самого момента изобретения: варьировались материалы, технологии изготовления, но скрученная с автомобиля 30-х годов свеча похожа внешне на современные.

Однако требования к свечам зажигания растут по экспоненте, причина — требования экологии. Во времена, когда использовались низкофорсированные карбюраторные моторы, даже большой разброс параметров свечей мало влиял на токсичность выхлопа или экономичность – и состав смеси, и процесс ее сгорания были неоптимизированными. Ресурс же в первую очередь определяло нагарообразование – и вновь даже простейшей конструкции было достаточно, ибо проникновение масла в камеру сгорания и нагар от низкооктанового бензина «убивали» свечи быстрее, чем искровая эрозия контактов. (В отечественных реалиях их умудрялись и чистить, и прокаливать).

По мере развития двигателей внутреннего сгорания в них росла степень сжатия, карбюраторы уступили место системе впрыска, а подстегиваемые экологами инженеры усложняли систему питания, доходя до многопорционного непосредственного впрыска бензина в камеру сгорания. И тут стали «вылезать» наружу те недостатки классических свечей, о которых ранее мало кто задумывался.

Видео: Какие свечи зажигания лучше

Попробуй поджечь

Чтобы двигатель на конкретном рабочем режиме выдавал требуемые параметры по мощности и токсичности выхлопа, нужно обеспечить воспламенение смеси в строго определенный момент. Для равномерности распределения смеси по камере сгорания в ней организуются завихрения (на двигателях BMW, например, для этого используются вихревые заслонки, асимметрично перекрывающие парные впускные каналы в головке – в камеру сгорания входят два потока с разной скоростью, закручивая смесь в момент впуска).

В классической свече зажигания площадь центрального электрода и «ответной» части бокового электрода сравнительно велика. Это уменьшает напряженность электростатического поля между электродами, затрудняя искрообразование, завихрения смеси пытаются «сдуть» искру. В результате в свечах классического типа искра начинает «плясать» между электродами, возникая в разных местах и с разной силой. Отсюда – ухудшение работы двигателя, заметное не только мощностному стенду, но и на глаз.

В иридиевых же свечах, созданных компанией Denso в 1997 году, диаметр центрального электрода крайне мал (менее миллиметра!). Напротив него на боковом электроде напаивается аналогичный короткий штырек. Разницу можно объяснить наглядно – если над полем во время грозы молния будет бить хаотично в разные места и с разной силой, то над шпилем она ударит точно в него. Этим «шпилем» и работает тонкий центральный электрод, который стабилизирует мощность искры и точку ее возникновения – воспламенение смеси в цилиндре происходит именно так, как это требуется. В двигателях с высокой степенью сжатия или наддувом высокого давления это особо актуально – чем выше давление в конце такта сжатия, тем труднее пробить искровой промежуток.

Достоинства — гореть и не сгорать

От современной свечи зажигания требуется и большой ресурс. Причем на современных двигателях до свечей даже добраться проблематично – их закрывают коллектора, так что знакомая владельцам «Жигулей» практика «вывернул-почистил-завернул» давно потеряла актуальность. И ресурс стала определять степень эрозии, ранее не стоявшая на первом месте в числе причин замены свечей.

Здесь традиционная конструкция снова оказалась в проигрыше – по мере выгорания электродов искра дестабилизируется, теряет энергию, приводя к пропускам воспламенения. Многоэлектродные свечи, появившиеся еще во Вторую мировую войну на авиационных моторах, решали проблему ресурса «в лоб» — по мере износа одной стороны центрального электрода и одного из боковых искра «переезжала» на другую сторону. Однако более логичным стало бороться с эрозией, а не оттягивать ее последствия.

И в этом плане иридий снова показал свои лучшие стороны: этот металл отличается тугоплавкостью (температура плавления – 2450 градусов!), стоек к окислению. Поэтому по ресурсу иридиевые свечи превосходят даже платиновые (температура плавления платины на 700 градусов ниже), а их центральный электрод можно делать тоньше. В итоге мы получаем и мощную искру, и больший ресурс – при нормальной работе мотора иридиевые свечи будут самыми «долгоиграющими», причем, чем выше форсирован мотор, тем это заметнее. В момент анонса компания Denso шокировала автомобильную прессу – заявленный ресурс свечей составлял 200 тысяч километров, хотя и с длинным списком требований, обязательных к выполнению.

Видео: Иридиевая свеча зажигания Denso ik20TT

Собственно говоря, ресурс и стабильное искрообразование в жестких условиях – вот два преимущества иридиеых свеч зажигания. Где-то это станет способом «влезть с запасом» в требования эконорм (современные малолитражные моторы с наддувом), где-то обеспечит максимальную отдачу (многие модели спортбайков, кроссовые моторы). Где-то позволит разбирать половину подкапотного пространства не раз в 15-30, а хотя бы в 60 тысяч километров (в идеальных условиях достижим и пробег в 100 тысяч на одном комплекте).

Ложка дегтя: недостатки иридия

Увы, ничего идеального человек еще не изобрел. Это относится и к иридиевым свечам – обеспечивая ряд серьезных достоинств, которые нельзя обойти вниманием, они имеют и свои недостатки.

  1. Первый очевиден: малый диаметр электродов указывает на их низкую прочность. Если обычная свеча без проблем переживает падение или грубую установку (на худой конец, можно подогнуть боковой электрод до нужного зазора), то для иридиевой подобное станет последним эпизодом работоспособной жизни. Сама компания Denso, выпуская на рынок свечи iridium Long Life, в списке требований указывала даже точное соблюдение крутящего момента при затяжке.
  2. Второе «узкое место» иридиевых свечей – это их чувствительность к качеству бензина: суррогатное топливо им противопоказано. Увы, чем меньше вероятная площадь очага искрообразования, тем быстрее нагар выведет свечу из строя, а механическая чистка исключается предыдущим пунктом списка. Говоря о нагарообразовании, не стоит останавливаться только на низкокачественном топливе – причиной могут стать и неисправность двигателя, и проблемы с системой питания: вынос масла через вентиляцию картера или износ поршневых колец, отказ лямбда-зонда, приводящий к переобогащению смеси. Иридиевые свечи хороши для исправного мотора, работающего на хорошем топливе, и никак иначе. В таких условиях они переживают двигатель – именно проблемы с ним вынуждают заменить комплект, установленный еще на заводе. При продажах автомобилей в России нормальной практикой среди автоконцернов стало снижение межсервисных пробегов, апеллируя к более жестким условиям эксплуатации и низкому качеству топлива. Иногда это доходило до смешного – ряд дилеров из перестраховки требовал заменять иридиевые свечи каждые 30 тысяч километров, хотя вряд ли кто-то из владельцев автомобилей начинал к этому пробегу испытывать проблемы с зажиганием.
  3. Третий же минус – это цена. Хотя она и окупается многократным увеличением ресурса и даже осязаемым увеличением экономичности, вся эта экономия может быть легко перечеркнута одним визитом на случайную заправку. Если на автомобиль выпускаются только иридиевые свечи (увы, сейчас есть и такие типоразмеры), то вариантов все равно не будет, если же иридиевые свечи устанавливались самостоятельно с целью улучшения работы двигателя или увеличения интервалов замены… Что ж, тогда спасет комплект старых свечей из багажника.

Иридиевые свечи… Стоит ли переплачивать?

Как только дело касается замены свечей, автолюбители сталкиваются с настоящей дилеммой. Можно отдать предпочтение простым и дешевым медным устройствам или же «побаловать» авто более продвинутыми изделиями. К примеру, Сегодня все более востребованы иридиевые свечи зажигания. Считается, что они продлевают ресурс двигателю, способствуют повышению его мощности, имеют больший ресурс и так далее. С другой стороны, ребром становится вопрос цены. Стоимость таких изделий в разы выше, чем у обычных устройств. Так стоит ли платить больше?

В КАЧЕСТВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Немногим более двадцати лет назад автолюбители имели более скудный выбор. Конечно, уже продавались платиновые свечи, которые отличались своей повышенной надежностью и качеством, но мировые разработчики не оставляли попыток сделать еще более совершенное устройство. Так, в 1994 году производитель NGK представил рынку совершенно новые иридиевые свечи зажигания.

В качестве основного материала иридий был выбран не просто так. Он обладает максимальной температурой плавления (даже выше, чем у платины), может похвастаться отличными антикоррозийными свойствами и качеством. Разработчикам удалось создать максимально тонкую проволоку-электрод, наконечник которой и был выполнен из редкого металла.

ИРИДИЙ
Как мы упоминали, иридий в качестве ключевого элемента был выбран неслучайно. Данный металл является одним из наиболее твердых на планете. Есть мнение, что он образовался на базе структуры метеорита еще несколько миллионов лет назад. Но твердость – не единственный плюс металла. Его особенность — температура плавления, которая составляет около 2,5 тысяч градусов Цельсия.
Свойства и возможности иридия хорошо известны промышленности, где активное применение металла началось раньше – еще с начала 20-го века. Как правило, иридий применялся в виде сплава. Что касается металла в чистом виде, то работать с ним почти невозможно. Без специальных добавок иридий слишком хрупок и не может похвастаться большой электропроводности. В связи с этим используются исключительно сплавы с металлом.

Читайте также  Диски Лада Калина: рекомендуемый размер и профиль

ЦЕНА ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Один из главных вопросов для автолюбителей – стоимость. В этом отношении иридиевые свечи зажигания много дешевле изделий из платины. Многие считаются, что при определении цены производитель отталкивается от редкости металла, его цены и популярности на рынке. К примеру, тот же иридий много реже встречается в природе, чем платина или золото. Но здесь принцип ценообразования иной.

Стоимость свечей зажигания формируется на основании спроса на тот или иной вид продукции и изменчивости самого рынка. Сегодня цена иридиевых изделий ниже, чем платиновых. Но такой расклад в любой момент может поменяться. По статистике почти 20% всего добываемого иридия идет на изготовление свечей. В то время как основная доля платины идет на изготовление украшений и прочих изделий. Производство платиновых свечей занимает лишь совсем небольшой процент.

Немаловажный аспект – объем металла, необходимый при изготовлении свечи. В обоих случаях (как с иридиевыми, так и с платиновыми свечами) дорогостоящего материала применяется минимум – из него выполнен только наконечник и заземляющий электрод. Но если спрос на иридиевые свечи возрастет, то в сумме придется затрачивать больше редкого металла. Как следствие, вырастет и цена.

СВОЙСТВА ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Главная особенность таких изделий – лазерная сварка электродов. При этом сплав металла с иридием является лучшим проводником. Благодаря такому свойству, производители могут использовать наконечники минимальной толщины (намного меньше, чем в изделиях из металла или платины). При этом ресурс изделия остается на высоком уровне.

Применение тонкого электрода позволяет сконцентрировать электрический заряд на меньшей площади, что способствует более эффективной работе искрового промежутка. В итоге сгорание топлива во всех режимах становится максимально полным. Двигатель получает дополнительную динамику и работает ровнее. Кроме этого, фиксированное расстояние между электродами исключает снижение качества икры.

К дополнительным свойствам иридиевых свечей можно отнести:
— высокую прочность наконечников из иридиевого металла и стабильно качественную искру;
длительный ресурс и высокую надежность работы, благодаря уникальной температуре плавления металла. Вот почему иридиевые свечи – это неизменный элемент для новых и модернизированных двигателей, обладающих уникальной технологичностью и эффективностью;
— разность потенциала концентрируется на наконечнике меньшей толщины, что требует более низкого напряжения для четкого срабатывания изделия.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Большинство автолюбителей при выборе свечей ориентируются исключительно на цену. Такой подход ошибочен. Сегодня вы экономите какую-то сумму на покупке свечей, а уже через некоторое время тратите средства на их замену или что еще хуже – ремонт двигателя. Чтобы не допустить лишних затрат важно ориентироваться не на стоимость, а на преимущества и недостатки интересующего изделия. В случае с иридиевыми свечами они следующие:

1. ПЛЮСЫ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ:
— лучшая эффективность. Разработчики максимально снизили площадь контакта между двумя элементами – ядром пламени и электродом. Этого удалось добиться, благодаря применению тонкой проволочной конструкции, диаметр которой составляет около 0,4 мм. Для сравнения искровой промежуток в обычных свечах с медными электродами составляет около 1 мм, что в 2,5 раза больше. Кроме этого, как уже упоминалось, небольшой объем иридия на кончике свече обеспечивает более мощную искру и как следствие, повышение качества запуска. При этом искра появляется при много меньшем напряжении;
— четкую работу на холостом ходу. Не секрет, что проблемы с воспламенением свечи, как правило, возникают на ХХ. Но и здесь иридиевые свечи зажигания проявили свои лучшие качества. Их минимальные требования к уровню напряжения и хорошая воспламеняемость способствуют стабильной работе силового узла на холостом ходу. Более того, благодаря эффективному сгоранию топлива, возрастает и число оборотов;
повышение производительности. Уже доказано, что применение иридиевых свечей позволяет повысить производительность силового узла почти на 7-8%. В ряде случаев такие изменения хорошо заметны;
уменьшение расхода топлива. Снова-таки исследования и опыт эксплуатации показывает, что применение иридиевых свечей позволяет экономить на топливе. Общий расход снижается почти на 6-7% в сравнении с обычными изделиями из меди;
— снижение токсичности топлива. Лучшее сгорание топливовоздушной смеси несет дополнительное преимущество и для атмосферы — выхлоп становится менее вредным и имеет меньшие объемы СО и СН;
легкость завода двигателя. Высокая эффективность иридиевых свечей позволяет без проблем завести мотор в любую погоду – даже в сильный мороз;
— повышение ресурса. Большинство производителей гарантирует качественную работу устройства на протяжении 150-160 тысяч километров. Хотя, на практике замену приходится делать чаще – где-то через 100-120 тысяч. Причины – вероятные проблемы двигателя, низкое качество топлива и так далее. В любом случае это намного больше, чем у обычных свечей, способных прослужить всего 15-20 тысяч километров.
2. МИНУСЫ ИРИДИЕВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ:
— высокая цена. Основной «камень преткновения» для большинства автолюбителей – это стоимость устройства, которая сильно бьет по карману. Но здесь важно смотреть на перспективу. Качественные иридиевые свечи прослужат намного дольше. За этот период можно успеть заменить несколько комплектов обычных изделий;
— направленность на современные двигатели. К сожалению, на большей части авто заметить изменения весьма сложно. При производстве иридиевых свечей упор делался на высокотехнологичные и наиболее мощные двигатели. Вот почему для стандартных моделей будет достаточно и стандартных свечей зажигания. Что касается применения иридиевых свечей, то оно будет оправдано только в ресурсе.

ВЫВОД
Таким образом, ставить иридиевые свечи зажигания на свое авто или нет, решать только вам. Если есть деньги и вы заботитесь о своем авто, то выбор очевиден. С другой стороны, установка иридиевых свечей на обычные авто (к примеру, ВАЗ) не всегда оправдана.

Иридиевые свечи зажигания — плюсы и минусы

Сегодня мы поговорим про иридиевые свечи зажигания, стоит ли обращать на них внимание, светлые и темные стороны их применения.

На что влияют свечи зажигания автомобиля

Главная задача автолюбителя — следить за техническим состоянием машины и своевременно принимать меры по ее ремонту.

Если этого не сделать, то причиной поездки на СТО может стать более серьезная поломка. А вот там уже несущественными затратами отделаться не выйдет.

Особого внимания заслуживают свечи автомобиля. От них зависит качество пуска силового агрегата, его мощность и расход топлива.

И когда дело доходит до замены, многие автолюбители заглядываются на иридиевые свечи.

Считается, что такие изделия способны продлить ресурс двигателю, улучшить его характеристики в плане мощности, продлить срок жизни и так далее.

Но есть и «темная» сторона — высокая стоимость, которая отпугивает многих потенциальных покупателей.

Есть ли смысл переплачивать? Постараемся предметно разобраться с этим вопросом.

Как быть с высокой ценой?

Главная проблема при выборе иридиевых свечей — их стоимость, которая заставляет автолюбителей отдавать предпочтение более доступным изделиям.

Но здесь важно отметить, что свечи с применением иридия обойдутся дешевле, чем платиновые изделия, которые тоже считаются одними из лучших.

Есть мнение, что завышенная стоимость обусловлена редкостью металла, ведь иридий встречается реже чем золото или платина.

На самом же деле образование цены происходит по другому принципу.

Производители ориентируются на спрос конкретной продукции, особенности рынка автомобильных запчастей, наличие конкуренции и так далее.

Сегодня покупка иридиевых свеч обойдется дешевле, чем платиновых. Но такой расклад в любой момент может поменяться.

На практике почти пятая часть редкого металла, который добывается на планете, расходуется на производство иридиевых свечей.

Что касается более известной платины, то она в большей части используется для изготовления драгоценностей, а в производстве свечей участвует лишь небольшой процент.

Важный момент — количество металла, которое используется в производстве.

Как в случае с иридиевыми, так и с платиновыми свечами, применение дорогих материалов минимально.

Из иридия или платины сделаны только два элемента — заземляющий электрод и наконечник детали.

Как только растет спрос на свечи с применением иридия, возрастает потребление этого металла и увеличивается цена.

Почему именно иридий?

Столь широкий выбор свечей балует автолюбителей лишь 20-25 лет. До этого выбор был намного скуднее.

Платиновые свечи уже были в продаже, но о достойном качестве или надежности можно было только мечтать.

Лучшие производители мира делали все возможное, чтобы улучшить качество изделия и добиться поставленных целей, а именно обеспечения максимальной надежности, продолжительного срока службы и уменьшения «прожорливости».

В 1994 год специалистам компании NGK все-таки удалось создать качественные свечи с применением особого материала — иридия.

В чем же его преимущества? — Он имеет максимальную температуру плавления (по этому показателю иридий обходит даже платину), отличные антикоррозийные свойства и высокое качество.

Читайте также  Лада Калина Универсал 2021 цены и комплектации

Разработчикам удалось сделать толщину электрода минимальной. При этом именно наконечник и был выполнен из редкого металла.

По своей твердости иридий занимает одну из лидирующих позиций. Многие считают, что в основе металла лежит материал метеорита, который прилетел на нашу планету еще много миллионов лет назад. Отсюда и его показатели твердости.

Еще один плюс иридия — способность выдерживать высокие температуры. Расплавить металл можно лишь при прогреве до 2 500 градусов Цельсия.

Иридий активно применяется в промышленной сфере (еще с 20-х годов прошлого века). Но на практике он используется не в чистом виде, а в форме специального сплава.

Это не удивительно, ведь без добавления металлов иридий отличается чрезмерной хрупкостью и бесполезен в производстве. Вот почему на практике применяются лишь сплавы.

Основные свойства

Первое, что стоит отметить — лазерную сварку, благодаря которой иридиевые свечи имеют наибольшую проводимость.

Это свойство позволяет делать наконечники максимально тонкими (много меньше, чем в обычных платиновых или металлических свечах зажигания).

Но это никоим образом не влияет на ресурс — он остается максимальным.

Один из главных плюсов тонкого электрода — возможность концентрации заряда свечки на меньшей площади, что позволяет с большей эффективностью выдавать искру.

Благодаря этому, топливо сгорает полностью, повышается мощность двигателя, он работает ровней и без сбоев.

Кроме этого, фиксация расстояния между электродами сводит к минимуму риск плохой искры и проблемы с пуском двигателя по причине низкокачественных свечей.

Кроме уже перечисленных выше свойств иридиевых свечей, стоит выделить:

  • уникальную прочность наконечников, в основе которых иридий;
  • стабильность искры при любых условиях работы и при различных температурных режимах;
  • продолжительный срок службы и уникальную надежность, гарантом которой является сверхвысокая температура плавления иридия. Именно по этой причине на современных и модифицированных моторах устанавливаются именно такие изделия;
  • благодаря минимальной толщине наконечника, для надежной искры достаточно много меньшего напряжения.

Преимущества и недостатки

Для многих автолюбителей основным критерием при выборе является цена. Но это неправильно.

Конечно, так экономится определенная сумма на обновлении комплекта свечей. Но уже через несколько месяцев это может вылиться в дополнительные затраты — на топливо или даже посещение СТО.

Чтобы исключить столь неприятные моменты, необходимо ориентироваться не на стоимость (как делают многие), а на плюсы и минусы детали.

Опыт эксплуатации иридиевых свечей позволил выделить следующие положительные и отрицательные качества.

К преимуществам можно отнести.

Создателям иридиевых свечей удалось максимально уменьшить площадь контактной части между основным электродом и ядром искры.

Такое преимущество стало возможным, благодаря использованию максимально тонкой проволоки диаметром не более 0.4 мм.

К слову, в самых простых свечах из обычного металла данный параметр составляет около миллиметра.

Как показала практика, уменьшение площади в 2,5 раза дало ожидаемый результат.

Минимальный объем иридия на крайней части изделия является гарантом более мощной и качественной искры.

В итоге пропадают многие проблемы с пуском силового узла, а сама искра появляется даже при минимальном уровне напряжения.

Слаженность работы силового узла на холостом ходу.

На практике большая часть проблем со свечами появляется именно на ХХ, когда в камеру сгорания попадает минимальный объем топлива.

Но здесь свечи с применением иридия на «отлично» справляются со своей задачей.

Большую роль играют два положительных качества — отличная воспламеняемость и способность выдавать искру даже при минимальном напряжении.

Именно благодаря описанным выше свойствам, двигатель лучше работает на ХХ, повышается эффективность сгорания топливовоздушной смеси, увеличивается число оборотов и так далее.

Уже удалось доказать, что установка в двигателе иридиевых свеч — гарантия роста мощности двигателя на 6-8%.

Опытный автолюбитель обязательно заметит столь положительные изменения.

Снижение «прожорливости» авто.

Это не голословное утверждение, а реальный опыт эксплуатации.

Использование современных свечей — шанс добиться снижения расхода топлива почти на 7% (в сравнении с потреблением, которое имеет место в случае применения самых бюджетных медных свечей).

Уменьшение общей токсичности выхлопа.

Благодаря более качественному сгоранию топливовоздушной смеси, можно рассчитывать на меньшую вредность выхлопа и минимальное содержание СО/СН.

Можно не переживать за вероятный штраф в случае проверки состава выхлопных газов на одном из постов.

Простота пуска двигателя.

Уникальные свойства иридиевых свеч, о которых уже упоминалось в статье — гарантия быстрого и качественного завода мотора в любых условиях (даже в случае сильного мороза).

Увеличение срока службы (ресурса).

Ряд производителей гарантирует, что иридиевые свечи способны «отходить» не менее 150 тысяч километров. Но опыт эксплуатации все-таки показал завышенность таких цифр.

В реальности на четкую работу свечей можно рассчитывать лишь на протяжении 110-120 тысяч километров, а то и 90.

Снижение заявленного показателя зависит от ряда факторов — применения низкокачественного топлива, наличия проблем с мотором, стиля вождения и так далее.

Но даже этот параметр впечатляет, ведь медные свечи требуют замены много раньше, через 15-20 тысяч километров пути.

Из недостатков иридиевых свечей стоит выделить.

Большую эффективность при использовании в современных двигателях.

В процессе изготовления производители делали упор на применение изделий в высокотехнологичных моторах современного образца.

Если же поставить иридиевые свечи, к примеру, на ВАЗ, то изменения вряд ли будут заметны.

Единственное, где выиграет покупатель таких свечей, так это на более длительном сроке эксплуатации изделия. В остальном же более предпочтительны обычные металлические свечи.

Один из главных минусов для автолюбителей. Посмотрев на цену, многие отказываются совершать столь затратную покупку. Если же исходить из перспективы установки, то качественные иридиевые свечи вполне способны окупить затраты.

Вывод

Решение по поводу установки иридиевых свечей сугубо индивидуально.

Если у вас есть средства и современное авто в распоряжении, то обязательно решайтесь на покупку.

Что касается автомобилей ВАЗ и их собратьев (ЗАЗ, Славута, Москвич, УАЗ, Волга и т.д.) или стареньких иномарок, то для них подойдут и обычные свечи.

Стоит ли переплачивать за иридиевые свечи зажигания? Преимущества и недостатки

Не каждый автомобилист решится отдать приличную сумму за один комплект свечей. Взамен производители гарантируют увеличенный срок службы деталей, экономию топлива, а также облегченный пуск двигателя при любых погодных условиях.

Но при этом, часть водителей задаётся вопросом: а окупится ли вложение? Ведь в среднем, иридиевые свечи стоят в 5 раз дороже, нежели обычные. Что же, объясняю.

Чем отличаются иридиевые свечи?

Главные отличия иридиевых свечей можно заметить ещё при визуальном осмотре. На таких свечах зажигания проводник меньшего размера с заострённым наконечником.

Для достижения более высоких эксплуатационных показателей производители также уменьшили зазор между центральным проводником и боковым электродом. И последнее, что бросается в глаза, это сплав, из которого и сделан сам проводник.

Предыстория

Впервые видоизменять свечи зажигания начали ещё в конце 20-го века. Тогда гонщики заметили, что уменьшение диаметра центрального электрода позволяло достичь увеличения мощности силового агрегата. Делали это самостоятельно, с помощью мелкого напильника — надфиля.

Однако такие инновации резко сокращали срок службы деталей. Производители учли этот момент и начали поиск сплава, который смог бы увеличить срок эксплуатации свечей в несколько раз. И таким сплавом оказался иридий.

Химические свойства металла

Иридий — редкоземельный металл, который отличается высокой химической стойкостью к нагрузкам и окислению. Для изготовления проводников используется смесь иридия с никелем или платиной. Собственно это и объясняет относительно высокую стоимость продукции. В свою очередь, свечи имеют массу преимуществ, о которых пойдет речь ниже.

Преимущества иридиевых свечей

  1. Мощная искра. Благодаря использованию тонкой проволочной конструкции, инженерам удалось снизить площадь между двумя элементами до 0.4 мм. Для сравнения, на обычных свечах площадь электрода составляет 1 мм, что в 2.5 раза больше. Небольшое количество иридия на кончике электрода обеспечивает мощную искру для воспламенения топливовоздушной смеси. Но и это ещё не все. Для подачи искры требуется намного меньше напряжения.
  2. Обеспечивают чёткую работу двигателя на холостом ходу. В большинстве случаев, проблемы с зажиганием появляются именно на холостом ходу. Использование иридия позволило решить и эту проблему. Создание мощной искры при низком напряжении обеспечивает стабильную работу мотора на холостых оборотах.
  3. Экономят топливо. Эффективное сгорание топлива увеличивает количество оборотов, от чего растет КПД двигателя. Результаты многочисленных экспериментов доказывают, что таким образом можно увеличить производительность в среднем на 7-8%. Соответственно, снижается и количество потребляемого топлива. И очередной ряд экспериментов тому доказательство. В целом экономия топлива достигает 6-7%.
  4. Снижают токсичность топлива. Более эффективное сгорание топлива благоприятно влияет и на окружающую среду. С выхлопными газами в атмосферу попадает меньше CO и CH.
  5. Облегчают запуск двигателя. Эффективность свечей позволяет беспрепятственно запускать двигатель при любых погодных условиях. Завести автомобиль, когда за окном лютый мороз, не составит особого труда.
  6. Увеличенный ресурс. В отличие от обычных свечей, которые приходится менять каждые 15-20 тыс. км, иридиевые могут прослужить до 150-160 тыс. км. Но конечно же меняют их гораздо раньше. Виной тому неполадки в двигателе и низкое качество топлива.
Читайте также  3 Возможности повышения эффективного кпд поршневых двс

Недостатки иридиевых свечей

  1. Высокая стоимость продукции. Однако при выборе стоит учитывать дальнейшую перспективу, ведь работают такие свечи намного дольше.
  2. Подходят только для современных двигателей. Изготовление иридиевых свечей зажигания полностью направлено на современные и мощные силовые агрегаты. На стандартных автомобилях заметить какие-либо изменения будет крайне сложно.

Наблюдения

Известный автожурнал «За рулём » сравнил два разных типа свечей от одного производителя Denso. В течение 360-ти моточасов замеряли расход топлива.

Для поддержки работоспособности двигателя, простым свечам понадобилось на 4% больше топлива уже через 180 часов эксперимента. По завершению, эта цифра возросла до 8.5%.

Во время работы двигателя на иридиевых свечах, увеличение количества потребляемого топлива произошло только после 300 часов работы. По завершению эксперимента расход топлива вырос только на 3%.

Как видите, иридиевые свечи достаточно практичны. Покупать или нет — решать Вам. Но помните, что подходят они только для современных двигателей. Тогда окупаемость гарантирована. А вот устанавливать их на какой-нибудь старенький ВАЗ — не рекомендуется. Только зря деньги пропадут.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Иридиевые свечи зажигания, преимущества и недостатки

Иридиевые свечи зажигания новейшие технологии на современном автомобильном рынке. Большая популярность такого типа свечей зажигания обусловлена редкостью используемого для их создания металла, который на сегодняшний день стал настоящим конкурентом платине. Чтобы производительность автомобиля была увеличена, многие эксперты рекомендуют провести замену старых свечей на более новое поколение иридиевые. Сегодня мы попытаемся как можно подробнее разобрать такие стремительно набирающие популярность комплекты свечей и узнать, что это: обычная новинка на большом автомобильном рынке или они реально могут улучшить характеристики бензинового двигателя.

  • О каких важных свойствах иридия стоит помнить?
  • Свойства и преимущества иридиевых свечей
  • Есть ли недостатки в свечах зажигания такого типа?
  • Отличия иридиевых свечей зажигания от стандартных
  • Принцип работы
  • Процесс обслуживания иридиевых свечей
  • Вывод

О каких важных свойствах иридия стоит помнить?

Иридий это достаточно твердый металл, который, как предполагают ученые, попал на Землю вместе с огромным метеоритом из космоса. Помимо того, что такой материал имеет чрезвычайно высокую температуру плавления (2454 градуса по Цельсию), он так же имеет большую твердость и крепость. Еще одной особенностью иридия можно назвать его неплохую устойчивость против электроискровой эрозии. Благодаря ряду таких положительных качеств, срок эксплуатации выполненных из данного материала свечей, увеличивается в разы. Металл имеет не только уникальный внешний вид, но и способен при любых условиях сохранять все те положительные свойства, благодаря которым успешно используется для производства свечей зажигания. Для того, чтобы как либо механически обработать его, обычных усилий будет недостаточно. Единственный способ провести его нагревание до температуры близкой плавления, примерно 2000 C. Для того, чтобы получилось укрепить состав другого металла, достаточно создать его сплав с иридием.

Важно знать, что химическая стойкость у иридия на порядок выше, чем у золота, серебра или платины. Материал не боится воздействия на него любых видов кислот, а так же имеет высочайшую коррозийную устойчивость. Об этом свидетельствует множество проведенных тестов, во время которых было произведено нагревание металла до температуры 2000 градусов по шкале Цельсия. Для повышения ряда антиокислительных способностей таких элементов, как хром (Сr) и титан (Ti), достаточно добавить некоторую часть иридия в их сплавы. Если переходить к конкретным цифрам, то показатель твердости иридия по шкале Мооса составляет 6,5.

Свойства и преимущества иридиевых свечей

Весь процесс создания свечей именно этого типа заключается в создании самого тонкого в мире электрода из иридия(порядка 0,4 мм в диаметре), который повышает срок службы и эффективность всего изделия. Благодаря такой технологии, производителям удалось добиться неповторимого результата быстрого образования небольшого количества напряжения. Использование именно таких технологий приводит к более стабильной работе двигателя и молниеносному его разгону. Потеря искры во время этого процесса исключена, а сама свеча получает ряд уникальных антиблокировочных и антикоррозийных показателей.

Наконечники, выполненные из иридия, гарантируют стабильную искру и долговечность всего изделия. Высокий показатель температуры плавления, дает возможность использования таких свечей зажигания в двигателях, выполненных по новейшим технологиям.

К преимуществам можно отнести: 1) Высокая эффективность при малом потреблении тока. Это дает возможность бензиновому двигателю демонстрировать качественную работу и более равномерный холостой ход. 2) Быстрое увеличение мощности двигателя автомобиля (на 3 4%). 3) Улучшение целого ряда экологических показателей. 4) В зависимости от двигателя расход топлива снижается примерно на 5 7%. 5) Улучшение производительности запала. 6) Высокая способность к самоочищению электродов 7) Большой срок службы, который составляет более, чем 100 тысяч километров пробега.

Дополнительный материал можно получить из предыдущей статьи.

Есть ли недостатки в свечах зажигания такого типа?

Самым большим недостатком иридиевых свечей является их высокая розничная цена, которая обусловлена применением при создании передовых технологий и дорогостоящих материалов. Позволить купить себе иридиевые свечи зажигания может далеко не каждый автолюбитель. Вторым существенным недостатком можно назвать немного завышенные требования к применяемому в транспортном средстве топливу. Установка таких свечей в автомобилях, которые оснащены небольшими двигателями, может не принести никакого заметного результата.

Отличия иридиевых свечей зажигания от стандартных

После прохождения примерно половины эксплуатационного срока, медные свечи зажигания увеличивают расход топлива примерно на 4%, а так же наблюдается постепенный прирост токсичности. Спустя еще некоторые время, расхода топлива может увеличится до 9%. Как правило, иридиевые свечи начинают хуже работать только под самый конец их срока использования. По абсолютно всем эксплуатационным характеристикам такие свечи лучше работают, чем любые конкуренты.

Принцип работы

Принцип работы иридиевых свечей достаточно прост. Основу свечи составляет небольшой корпус, изготовленный из прочного материала. Использование особых материалов, не допускает развития процессов коррозии. В середине корпуса находится сердечник с защитным керамическим слоем, выступающим в роли изолятора, Керамическая вставка была выбрана благодаря тому, что способна выдерживать высокие температуры, не разрушаясь при этом, устойчивая к горению и появлению на ее поверхности трещин, а также очень плохо проводит тепло, что не дает его переходу к высоковольтным проводам.

Чтобы понять принцип работы иридиевых свечей, достаточно понять как образовываться искра. Искра начинает образовываться при накоплении критического количества электронов на каждом из электродов. Чем меньше сопротивление на электродах, тем быстрее возникнет сама искра. На величину этого сопротивления, очень сильно влияет площадь электрода и сопротивление конкретного металла (в данном случае иридия). Увеличению плазменного ядра начинает мешать большой по диаметру центральный электропровод стандартной свечи, на котором кстати собирается и больше нагара, что в свою очередь увеличивает сопротивление. И чтобы большая часть тепловой энергии, которая была выделена во время этого процесса, не была поглощена самим электродом, используют именно тонкие иридиевые проводники электрического тока. Использование такого металла позволяет в разы сократить произвольное рассеивание энергии. Именно иридиевый электрод позволяет сконцентрировать напряжение на достаточно ограниченном участке (на самой вершине электрода).

Процесс обслуживания иридиевых свечей

Обслуживание данного типа автомобильных свечей зажигания осталось практически неизменным. Устройства могут без каких либо проблем использоваться на более чем 160 тысячах километров (на подавляющем большинстве современных моделей автомобилей). Чтобы двигатель постоянно демонстрировал высокую эффективность, а так же стабильность в работе, многие производители рекомендует проводить замену немного чаще. Различные проблемы с мотором, высокая степень его загрязнения или очень частое включение или отключение, могут привести к заметному уменьшению их срока эксплуатации. Для того, чтобы провести быструю и правильную замену свечей, совсем не обязательно покупать новые электропровода, достаточно всего лишь подобрать подходящий диаметр резьбы, ее шаг и длину.

Вывод

Иридиевые свечи зажигания для бензиновых автомобилей — идеальный вариант для тех автолюбителей, которые имеют дорогие и мощные машины с пробегом, превышающим в год 5 8 тыс. км. Купив такой вид свечей, вам больше не придется выбирать между максимально допустимым сроком службы устройства и высокой производительностью. Иридиевые свечи успешно вмещают в себя эти два качества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: