Автопарк России в 8 графиках - AUDI-TOGLIATTI.RU

Автопарк России в 8 графиках

Автомобильный парк: на чем ездят россияне?

17 марта 2021 года

В России суммарно зарегистрировано порядка 60 млн единиц транспортных средств (по состоянию на 1 января 2021 года). Такие данные озвучил директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков в ходе специальной пресс-конференции «Автомобильный парк: на чем ездят россияне?», которая состоялась 17 марта (видеозапись мероприятия доступна по ссылке).

Сколько было 10 лет назад?

Львиная доля (76%) всех транспортных средств приходится на легковые автомобили, которых насчитывается 45 млн штук. Вторым по величине является сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV), который занимает в парке 7%, или 4,19 млн единиц. На грузовые автомобили и прицепы/полуприцепы приходится по 6% (3,77 млн и 3,44 млн шт. соответственно). Мототехнике принадлежит 4% (2,36 млн. шт.). Самой малочисленной категорией у нас в стране являются автобусы – их доля составляет лишь около 1% парка (0,41 млн шт.).

Аналитики агентства решили рассмотреть, как изменился российский парк за последние десять лет. Оказалось, он вырос на 31%. По данным агентства «АВТОСТАТ», в период с 2011 по 2021 годы рост произошел во всех сегментах парка, за исключением мотоциклов, численность которых снизилась на 8,2%. Самый большой рост за прошедшее десятилетие показали прицепы и полуприцепы (+47,6%), то есть, почти наполовину. На 36% вырос парк легковых автомобилей, на 25% – легких коммерческих. Численность автобусов увеличилась на 8,5%, грузовиков – на 7,7%.

Парк «старый» или «молодой»?

На начало нынешнего года средний возраст парка транспортных средств в России составил 15,2 лет. Однако есть категории транспорта, где этот показатель значительно выше: мотоциклы – 28,8 лет, грузовики – 21,6 лет. У автобусов (16,6 лет), прицепов/полуприцепов (16 лет) и LCV (15,9 лет) он тоже выше, чем в целом по парку. А вот средний возраст самой многочисленной категории – легковых автомобилей – составляет всего 13,9 лет. И здесь более 40% транспортных средств – моложе 10 лет.

Где произведены и насколько «токсичны»?

Более 60% всей автомобильной техники было произведено на территории РФ. Причем наиболее явно это видно в сегменте грузовиков, 70% которых – локального производства. У легковых автомобилей и автобусов этот показатель составляет 63%. Но у легковых довольно высока доля иномарок российской сборки (27%). В остальных категориях этот показатель варьируется от 2% до 6%.

Сегодня в развитых странах мира много внимания уделяется вопросам, связанным с нормами токсичности транспорта. В ряде стран Европы применяются меры, способствующие выводу из эксплуатации транспортных средств, не соответствующих нормам токсичности. На 1 января 2021 года даже нормам Евро-2 не соответствует 58,7% российского грузового парка, 39,2% автобусов, 38,3% легких коммерческих автомобилей и 24,1% легковых машин. Что же касается стандартов Евро-5 и выше, то в нашей стране ему удовлетворяет лишь 3,5% парка автобусов, 8% грузовых автомобилей, 8% легких коммерческих автомобилей и 22,6% легковых автомобилей.

Легковых автомобилей – 45 млн

В ходе доклада также было представлено несколько ключевых цифр по легковым автомобилям, которых, напомним, числится 45 млн единиц.

Самый крупный региональный парк – в Москве: здесь сосредоточено 8% всех легковых транспортных средств России, или 3,6 млн единиц. На втором месте – парк Московской области (2,74 млн шт.), на который приходится 6%. Из нестоличных самый крупный парк – у Краснодарского края (около 2 млн шт.).

По данным агентства «АВТОСТАТ», парк легковых автомобилей России представлен 112 различными марками. При этом свыше 90% приходится всего на 25 марок. В частности, отечественная LADA занимает 30,6% от общего количества, японская Toyota – 9%, корейские Hyundai и KIA – 5,3% и 5,2% соответственно. Среди марок, доля которых в парке составляет более 3%, можно также назвать: Nissan (4,8%), Renault (4,6%), Volkswagen (3,9%), Chevrolet (3,8%) и Ford (3,1%).

«Львиная доля» (96%) парка в данном сегменте зарегистрирована на физических лиц, соответственно всего 4% оформлено на компании и организации.

Дизельные автомобили занимают в легковом автопарке РФ всего 5%. А что касается машин с правым рулем, то здесь на них приходится 8%. Впрочем, как отмечают эксперты, в разных регионах страны доля правого руля заметно отличается. Так, в Приморском крае 83% всех легковых машин – праворульные. Практически во всех субъектах Дальнего Востока этот показатель превышает 50%. Между тем, в Москве и Питере – на правый руль приходится всего 0,22% парка. В Санкт-Петербурге – 0,31%.

Сколько автомобилей приходится на 1000 жителей?

Как подсчитали эксперты агентства, в России на 1000 жителей приходится 313 легковых автомобилей. Иными словами, в среднем у каждого третьего россиянина есть машина. Если сравнивать этот показатель с европейским, то нам пока «до них далеко». К примеру, в целом по Евросоюзу на 1000 жителей приходится 569 автомобилей. При этом в бывшей советской республике – Эстонии – данный показатель еще выше (600 шт.). В Литве (452 шт.) он чуть ниже среднего, а в Латвии (342 шт.) – самый низкий в ЕС.

Интересно, что в период СССР Прибалтика выделялась высокой степенью автомобилизации на фоне остальных республик. Так, в Эстонии на тысячу человек в 1991 году было 138 легковых машин, а в Литве – 122. Иными словами, автомобиль тогда был у каждого седьмого эстонца и каждого восьмого литовца. Также очень высоким (по меркам Союза) был этот показатель в Грузии (96), Армении (91) и Латвии (89)…

Сейчас же в обеих закавказских странах ситуация с автомобилизацией населения выглядит хуже, чем в России (Грузия – 241; Армения – 170). По обеспеченности автомобилями наша страна в настоящее время уступает лишь балтийским государствам и Беларуси (323 шт.). А в советский период в России на 1000 жителей приходилось 60 легковых автомобилей, что было чуть выше общесоюзного уровня (59 шт.).

Электромобили и Luxury

Мы решили специально объединить эти два разных сегмента в одном разделе, поскольку на фоне всего российского автопарка они очень малы – на долю каждого из них приходится заметно меньше 0,1%.

На 1 января текущего года в России было зарегистрировано 10836 легковых электромобилей. Этот парк довольно «молод» – его средний возраст чуть превышает 7 лет.

Свыше 80% всех электрокаров в стране приходится на одну модель – Nissan Leaf. Практически все они поступили к нам из Японии и, соответственно, имеют правый руль. Всего же в российском парке электромобилей насчитывается 18 моделей 14 различных марок.

За последний год объем этого парка вырос на 71%, чему во многом способствовала отмена ввозных пошлин на электрокары для стран Таможенного союза.

Что касается люксовых автомобилей, то на начало года их насчитывалось почти 14 тыс. штук. При этом каждый четвертый (24%) был оформлен на юрлицо.

Средний возраст в этом сегменте составил около 10 лет. Самой распространенной маркой здесь оказывается Bentley с долей примерно 34% (т.е. каждый третий «люкс» в России). А из моделей выделяется Mercedes-Benz Maybach S-Class, доля которого равна около 26% (каждый четвертый автомобиль сегмента Luxury в стране).

Если же рассматривать географию парка люксовых автомобилей в Российской Федерации, то более 70% из них сосредоточено в трех регионах: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Причем свыше половины (54%) приходится на столицу.

Что изменилось за 10 лет?

Помимо того, что парк легковых автомобилей с 2011-го по 2021 год вырос на 36%, эксперты отметили и целый ряд других тенденций. Так, например, доля машин отечественных марок в парке за последние 10 лет снизилась с 54% до 36%. А вот доля иномарок российской сборки, напротив, выросла с 7% до 27%. При этом доля импортируемых иномарок изменилась не так значительно (с 39% она упала до 37%).

В структуре парка по объему двигателей также отмечены расхождения с тем, что было 10 лет назад. И хотя более половины (51%) легкового парка по-прежнему приходится на машины с моторами объемом от 1,4 до 1,6 л, но снизилась доля машин с менее литражными двигателями и выросла – с более объемными. Так, доля «малолитражек» (до 1,4 л) упала с 16% до 12%, а доля машин с моторами от 1,6 до 2 л, наоборот, выросла – с 17% до 21%.

Опять же – если в 2011 году на долю автомобилей с двигателями мощностью до 100 л.с. приходилось 70%, то в 2021 году – лишь 47%. Таким образом, сегодня более половины парка (53%) занимают машины с моторами мощностью свыше 100 л.с.

Отдельно стоит отметить и такой факт: если 10 лет назад к сегменту SUV относился каждый седьмой легковой автомобиль в стране, то теперь уже каждый четвертый – это кроссовер или внедорожник. Но при этом крупнейшим сегментом по-прежнему является В, доля которого за это время сократилась с 46% до 42%.

А что с коммерческой техникой?

Также мы решили привести и несколько важных цифр, характеризующих состояние парка коммерческой техники в России.

Так, на 1 января 2021 года в нашей стране насчитывалось 4,19 млн легких коммерческих автомобилей (LCV). В отличие от легкового автопарка, здесь доля машин, оснащенных дизельными двигателями, гораздо выше – 32%.

В данном сегменте также заметно выше доля транспортных средств, зарегистрированных на юридических лиц. На них приходится 24% всех LCV в стране, что соответствует каждому четвертому такому автомобилю.

Что касается соотношения отечественных и иностранных брендов в структуре парка LCV, то на 1 января 2021 года преимущество остается за отечественными машинами. Иномарок в парке – всего 38%, соответственно 62% – это LCV отечественных брендов.

Помимо этого, в нашей стране на 1 января 2021 года числилось 3,77 млн единиц грузовой техники. При этом весь парк грузовых автомобилей целесообразно разделить еще на две подгруппы: среднетоннажные (массой от 3,5 до 16 тонн) и крупнотоннажные (свыше 16 тонн) автомобили.

В долевом отношении получилось, что 56% от общего количества грузовиков в России приходится на среднетоннажные машины (MCV), а 44% – на крупнотоннажные (HCV).

Если среди MCV доля дизельных автомобилей составляет 49%, то в сегменте HCV этот показатель равен 99%. Также стоит отметить, что основу парка среднетоннажных грузовиков образуют бортовые автомобили, фургоны и самосвалы, на долю которых в общей сложности приходится порядка 65%. А в парке крупнотоннажной техники столько же занимают седельные тягачи и самосвалы.

На чем ездят россияне

Автопарк России в 8 графиках

За последние 15 лет российский парк легковых автомобилей увеличился вдвое и достиг почти 50 млн машин. Много ли новых машин у россиян? В каких регионах «ВАЗ» — самая популярная модель? Кого больше — иномарок или отечественных автомобилей? Много ли осталось праворульных машин на Дальнем Востоке? Подробности — в спецпроекте “Ъ”, подготовленном на основе данных агентства «Автостат», Росстата и ГИБДД.

Читайте также  Давление в топливной рампе приора 16 клапанов

«Жигули» или иномарка

По данным ГИБДД на начало 2018 года (официальные данные формируются раз в год), в РФ было зарегистрировано 59,7 млн транспортных средств. Из них 46,8 млн — это легковые машины. В 2003 году в ГИБДД числилось 23,3 млн автомобилей, вдвое меньше, чем сейчас. Прирост автопарка — примерно 1-1,5 млн. легковых машин ежегодно — обеспечивается, по большей части, ростом продаж новых машин. В сентябре 2018 года авторынок России вырос на 6,2% по сравнению с прошлым годом.

Основная часть, 44,7 млн авто, принадлежит физлицам, из них 221 тыс. числится за индивидуальными предпринимателями. 2,09 млн легковых автомобилей принадлежат юрлицам, из них 607 тыс. находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности (это значит, что на них ездят, в том числе, чиновники).

Самая популярная машина в России — Lada-2107, однако предпочтения россиян сильно отличаются в зависимости от региона. Например, в Калининградской области лидером является Volkswagen Passat, в Москве и Санкт-Петербурге — Ford Focus, в Татарстане — Lada 2114, в Чечне — Lada 2170 «Приора», в Хакасии — Lada 2106. Toyota Corolla является самой популярной моделью в Хабаровском крае, Сахалинской и Новосибирской областях, Приморском крае.

Соотношение автомобилей иностранных и отечественных брендов примерно одинаковое, последних чуть больше. При этом надо учитывать, что понятие «иномарка» в России сильно размыто: многие автокомпании успели построить собственные автомобильные заводы, где ведется как крупноузловая сборка машин (завод «Автотор» в Калининграде, собирающий BMW), так и производство с полным циклом (завод Hyundai в Ленинградской области, VW в Калужской области) с высоким уровнем локализации. Renault Logan, собираемый в Москве, на две трети состоит из деталей российского производства. Традиционно считавшийся российским «АвтоВАЗ» на самом деле принадлежит на 96% СП Renault и Ростеха (владеют 66,2% и 33,8%, соответственно). Локализация моделей Lada, в среднем, составляет 85%, остальные 15% — это запчасти иностранных брендов.

Старенький, но еще поездит

Почти половина всех легковых автомобилей в России старше десяти лет, и за последние 18 лет в этом плане ничего не изменилось. Самая многочисленная категория, включающая в себя 14,5 млн автомобилей,— это машины, с момента выпуска которых прошло более 15 лет. 10–15-летних авто в России 7,7 млн, 5–10-летних — 11,2 млн, 3–5 летних — 6 млн. Относительно новых автомобилей — с момента выпуска которых прошло три года или менее — 7,2 млн. Это примерно столько же, сколько в 2015 году.

По данным ГИБДД, в России официально зарегистрировано почти 16 тыс. легковых автомобилей с электродвигателями. Большая часть из них — это машины с гибридными силовыми установками (бензиновый двигатель, к которому подключается электромотор). Полноценные электромобили официально в Россию не поставляются, за исключением двухместного компактного электрокара Renault Twizy, на котором ездить можно только в теплое время суток и в городских условиях. Недавно появилась информация о выходе на российский рынок Nissan Leaf, но официально эти планы так и не подтвердились. Активно продаются автомобили Tesla, но все это «серые» поставки: официальных дилеров в России нет. По оценкам «Автостата» на 1 июля 2018 года, в России числится 2,5 тыс. электромобилей.

Водитель на месте пассажира

До середины 2000-х праворульные японские автомобили были весьма популярны, особенно на Дальнем Востоке. За относительно небольшие деньги можно было получить машину со всеми удобствами: кожаным салоном, климат-контролем, полным приводом, электрическими стеклами, что было недоступно на отечественных автомобилях. С 2009 года начали действовать заградительные таможенные пошлины, в результате количество ввозимых в РФ машин с правым рулем резко сократилось. Но не прекратилось.

По данным ГИБДД, в России на конец 2017 года числилось 2,9 млн праворульных легковых автомобилей. Это чуть меньше, чем в 2015 году (2,94 млн), и чуть больше, чем в 2016 году (2,75 млн). Больше всего таких машин в Приморье, где числится 676 тыс. «праворулек» — это более 80% всего регионального парка легковушек.

Данные аналитического агентства «Автостат» свидетельствуют о приросте автопарка легковых праворульных авто на 30 тыс. шт. за шесть месяцев 2018 года. Примерно каждый девятый перепродаваемый автомобиль в России — «праворульный».

Кто и зачем продолжает покупать праворульные машины?

Дмитрий Пенязь, гендиректор ООО «Веросса» (торговля автомобилями):

— Сейчас из Японии везут автомобили 2012–2015 годов выпуска с двигателями объемом 0,7–2,5 л. Ценовой диапазон — от 300 тыс. до 1 млн руб. Например, машина с двигателем 0,7 л до 300 тыс. руб.— Suzuki Alto, Daihatsu Mira, с двигателем 1 л до 400 тыс. руб.— Toyota Passo,Toyota Vitz, 1,3 л до 500 тыс. руб.— Honda Fit, Nissan Note, Suzuki Swift.

Андрей Галицких, экс-депутат думы Владивостока, организатор публичных акций в защиту правого руля:

— Дальневосточники привыкли к правому рулю. Автомобили, собранные в Японии, априори лучше собранных в России. Люди голосуют деньгами, а по критерию цена-качество б/у «японки» выглядят превосходно. К тому же следует учитывать, что есть целые сегменты рынка, где аналогов японской продукции нет, например популярные в Приморье микроавтобусы Toyota Hiace.

Сергей Веркеенко, гендиректор ООО «ТХ Сумотори»:

— Ввоз и эксплуатация праворульных автомобилей на Дальнем Востоке — дело привычки. Люди уже привыкли к ним и с трудом переходят на леворульные. Но уже просматривается тренд перехода на новые леворульные автомобили из салонов. Если бюджет покупки до 1 млн руб., то смотрят на б/у автомобили, которые в подавляющем большинстве праворульные. Свыше 1 млн руб.— уже в салонах, леворульные.

Алексей Чернышев, Владивосток

Власти уже давно перестали предпринимать попытки ограничить в правах владельцев «праворулек»: их регистрируют и даже иногда проходят техосмотр. Более того, ГИБДД недавно даже приняла решение ввести c 1 января специальные прямоугольные задние номера для «японцев», которые можно будет устанавливать на крышку багажника без переходников. В сети уже шутят: мол, вполне ожидаемое решение, ведь начальник ГИБДД России Михаил Черников до своего назначения в главк работал начальником полиции Хабаровского края, и прекрасно знает всю специфику праворульных машин.

Автомобилисты почувствовали себя ближе к пешеходам

Четверть автомобилистов России готовы отказаться от использования своего транспортного средства — чаще всего из-за высоких цен на бензин и дороговизны обслуживания машины. При этом забота об окружающей среде и желание вести здоровый образ жизни в качестве аргументации отказа более распространены, чем жалобы на плохие дороги. Подобные данные в ходе соцопроса получил ВЦИОМ. Еще в мае 2018 года в ходе другого опроса лишь 5% респондентов допускали полный отказ от машины.

Российский автопарк на начало 2021 года – возраст и структура

Средний возраст 60-миллионного автопарка РФ – 15,2 года

Александр Климнов, фото автора

На онлайн пресс-конференции «Автомобильный парк: на чем ездят россияне?» директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков озвучил цифру размера российского автопарка по состоянию на 1 января 2021 года, который суммарно достиг 60 млн транспортных средств.

Львиную долю (76%) всех транспортных средств составили легковые автомобили, парк которых насчитывает 45 млн. Кстати, «львиная доля» легкового парка (96%) зарегистрирована на физических лиц, а на компании и организации оформлено лишь 4% легковушек, при этом на юрлица зарегистрирован каждый четвертый легковой автомобиль категории Luxury.

Вторым по величине выступает сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV), который занимает в парке 7%, или 4,19 млн. На грузовые автомобили и прицепы/полуприцепы приходится по 6% (3,77 млн и 3,44 млн соответственно). Парк мототехники включает 2,36 млн мотоциклов, мопедов и мотороллеров (4%). Ну, а самой малочисленной категорией ТС в нашей стране остаются автобусы, чья доля составляет менее 1% парка (0,41 млн).

На начало нынешнего года средний возраст российского парка автотранспортных средств составил 15,2 лет. При этом средний возраст самой многочисленной категории автомобилей – легковых машин, составляет всего 13,9 лет и более 40% из них моложе 10 лет. Однако все прочие категории транспорта, можно сказать, удручают: у мотоциклов средний возраст – 28,8 лет (т.е. едва ли не большая часть из них выпущены еще при СССР – авт.), у грузовиков – 21,6 лет. У автобусов (16,6 лет), прицепов/полуприцепов (16 лет) и LCV (15,9 лет) средний возраст тоже выше, чем в целом по парку.

Более 60% всей автомобильной техники было произведено на территории РФ. Причем наиболее явно это очевидно в сегменте грузовиков, 70% которых – именно отечественного производства (а уже исчезнувшая марка ЗИЛ занимает второе место по численности парка – авт.).

Для легковых автомобилей и автобусов данный показатель составляет 63%. Однако именно у легковушек наиболее высока доля иномарок российской сборки (27%). В прочих же категориях данный показатель варьируется от 2% до 6%.

Естественно, что самый большой региональный легковой парк приписан к Москве: здесь сосредоточено 8% всех легковых транспортных средств РФ или 3,6 млн. На втором месте – парк Московской области (2,74 млн), на который приходится 6%. Из нестоличных самый крупный парк – в Краснодарском крае (

2 млн).

По данным агентства «АВТОСТАТ», парк легковых автомобилей России представлен 112 различными марками. При этом свыше 90% его численности приходится всего на 25 марок. В частности, отечественная LADA (ВАЗ) занимает 30,6% в общем парке (по словам Целикова – сколько машин этой марки в год списывается, столько и регистрируется новых), японская Toyota – 9% (за счет массированного ввоза в 1990-2000-х), корейские Hyundai и KIA – 5,3% и 5,2% соответственно (самые быстрорастущие иномарки). Среди марок, доля которых в парке составляет более 3% представлены: Nissan (4,8%), Renault (4,6%), Volkswagen (3,9%), Chevrolet (3,8%) и Ford (3,1%). Если Nissan также был наиболее популярен в 1990-2000-х за счет ввоза праворульных моделей, а сейчас собирает кроссоверы под Питером, то Renault активно развивает продажи за счет кооперации с АВТОВАЗом, ну а Volkswagen освоил сборку автомобилей в Калуге и Нижнем Новгороде. Два же последних американских бренда отличаются большой убылью, так как Chevrolet сократил свое присутствие, да еще и внедлорожник Niva окончательно уступил АВТОВАЗу.

Сегодня в развитых странах мира экологичность автотранспорта вышла на главенствующее место. Поэтому в ряде стран Европы применяются «утилизационные» меры, способствующие выводу из эксплуатации транспортных средств, не соответствующих актуальным нормам токсичности. В России тоже начинают уделять данной теме большее внимание, так на 1 января 2021 года даже нормам Евро-2 (с которых собственно в нашей стране началась борьба за экологию – авт.) не соответствует 58,7% российского грузового парка, 39,2% автобусов, 38,3% LCV и 24,1% легковых машин. Что же касается стандартов Евро-5 и выше, то в нашей стране ему удовлетворяет лишь 3,5% парка автобусов, 8% грузовых автомобилей, 8% LCV и 22,6% легковушек.

Дизельные автомобили занимают в легковом автопарке РФ всего 5%, а вот машин с правым рулем в парке – 8% (что аномально много – авт.). Впрочем, как отмечают эксперты, в разных регионах страны доля праворульных машин заметно отличается. Так, в Приморском крае с правым рулем – 83% всех легковых машин, причем, по словам Целикова, их ввоз из Японии все еще продолжается. Практически во всех субъектах Дальнего Востока этот показатель превышает 50% (он даже иронизировал, что при таком превалировании правого руля этому региону впору переходить на левостороннее движение). При этом, в Москве и Санкт-Петербурге на правый руль приходится лишь 0,22% и 0,31% парка (Почему в Питере больше «праворулек»? Потому что море-океан рядом – авт.).

Читайте также  Можно ли отключать подогрев дроссельной заслонки?

Отдельно «АВТОСТАТ» рассмотрел легковые автомобили класса Luxury и «распиаренные» электромобили, но это тема для отельной статьи.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

#анализ рынка #это интересно #авто #третий рим

Кризис и санкции: в России стремительно стареет автомобильный парк. Какой выход?

Только 12% водителей в России ездят на машинах моложе семи лет — за 10 лет этот показатель сократился почти в пять раз. Средний возраст автомобилей в стране, по данным портала Drom.ru, достиг 15 лет, а в некоторых регионах — 19,5. Аналитики указывают, что доходы россиян падают, а цены на машины в рублях растут — стоимость новых с начала года увеличилась на 7%, подержанных — на 15%. Перспектив омоложения автопарка практически нет, если власти не изменят таможенную политику и отношение к потребителям.

Где ездят на самых старых, а где — на самых молодых машинах

В России на начало 2021 года, по данным «Автостата», было зарегистрировано 62,7 млн транспортных средств и прицепов к ним, из них 45 млн — легковые автомобили.

Аналитики Drom.ru проанализировали около 1 млн объявлений о продаже подержанных автомобилей, публиковавшихся с начала года, и выяснили, что на самых старых машинах ездят жители Дальневосточного и Сибирского федерального округов.

Анти-лидеры рейтинга по возрасту автомобилей

Регион Средний возраст автомобилей (количество лет)
Камчатка 19,5
Республика Алтай 19,4
Еврейская автономная область 19
Алтайский край 17,5
Новосибирская область 16,5
Красноярский край 15,3
Кемеровская область 14,9
Приморье 14,4

Аналитик Drom.ru Игорь Олейников считает, что такая ситуация на Дальнем Востоке и в Сибири обусловлена, в частности, распространенной здесь еще с начала 1990-х годов практикой ввоза подержанных иномарок из Японии и ряда других стран Юго-Восточной Азии.

На Урале ситуация выглядит несколько иначе. В Челябинской области, по данным портала, средний возраст автомобильного парка сейчас составляет 13,2 года, в Свердловской области — 13 лет, в Тюменской области — 12,6 года.

Примерно в этом же диапазоне находятся регионы Южного федерального округа. Средний возраст машин, которые находятся во владении у жителей Краснодарского края, составляет 13,4 лет.

В Поволжье, где расположены крупные российские автозаводы, ситуация лучше. Например, в Нижегородской области, где находятся мощности группы ГАЗ, возраст автопарка сейчас составляет 12,2 лет.

Регионы со самым свежим автопарком

Регион Средний возраст автомобилей (количество лет)
Татарстан 9,8
Москва 11,3
ХМАО 11,4

«В центральной России, где принято покупать новые автомобили в салоне у официальных дилеров, автопарк моложе. Татарстан, где сейчас концентрируются самые свежие машины в стране — один из самых развивающихся регионов России. Именно здесь расположено большое количество автомобильных автозаводов, включая Sollers и Камский автомобильный завод», — объясняет разницу между регионами Игорь Олейников.

По его данным, за десять лет доля машин возрастом до 7 лет в России сократилась с 58 до 12%. Аналитик считает, что автопарк страны стал стремительно стареть после кризиса 2008 года, санкции 2014 года ситуацию усугубили, и пока «нет никаких предпосылок», что она изменится — «доступность новых автомобилей для россиян продолжает снижаться».

Самые молодые и самые старые машины по маркам

Наибольшее количество сравнительно молодых автомобилей в России приходится на легковые машины Datsun российской сборки, которые относятся к эконом-сегменту. Согласно статистике Drom.ru их средний возраст — 4,5 года. Далее идут китайцы: Geely — 8 лет и Lifan — 7,5 года. Самые возрастные машины в России это популярные в тучные 2000-е годы Toyota. Сейчас средний возраст автомобилей этой марки в РФ составляет 17,7 года. Чуть моложе еще две японские марки: Honda и Mitsubishi. Средний возраст этих машин в стране сейчас составляет 16 лет.

Почему растут цены на машины

Цены на новые автомобили в России в 2021 году, по данным Drom.ru, выросли на 7%, на подержанные — примерно на 15%. Касается это не только иномарок, но и российских авто — продукции АвтоВАЗа и УАЗа — в том числе из-за роста стоимости импортных запчастей. Среди других факторов — подорожание металла, рост тарифов на электроэнергию, необходимость повышения зарплат сотрудникам.

Также на стоимость автомобилей влияет постоянный рост утилизационного сбора. «Если к ввозным пошлинам все более-менее привыкли, и даже одно время пошлины уменьшались, то утилизационный сбор растет ежегодно», — говорит Игорь Олейников. Он полагает, что единственный путь к омоложению автопарка россиян сейчас — «увеличивать объемы» и «наращивать локализацию» собираемых в России машин.

Блогер и автоюрист Кирилл Форманчук считает, что с тенденцией старения автопарка уже ничего не сделаешь — «можно только смириться и ждать». «Мы в массе своей уже не зарабатываем столько, сколько стоят сейчас нужные нам товары, в том числе автомобили. Чтобы понять это, достаточно посмотреть, сколько людей летом продолжают ездить на зимней резине. Они просто не в состоянии себе купить другую», — говорит Форманчук, который ездит на Mercedes 1999 года и пока не собирается менять автомобиль.

Таможенные пошлины на ввозимые машины он считает слишком высокими и даже «заградительными», но сомневается, что их снизят. «Тогда (в начале 2000-х. — Прим. Znak.com) нам это объясняли стремлением поддержать отечественный автопром и сконцентрировать сборку в самой России. А сейчас это уже просто огромные деньги, и от них никто просто так не откажется», — говорит Форманчук.

Между тем, благодаря низким таможенным сборам в 1990-х — в начале 2000-х годов в страну завозилось много подержанных, но еще сравнительно свежих иномарок. Это позволило россиянам начать пересаживаться на машины принципиально иного качества, чем те, что выпускались на оставшихся после СССР предприятиях страны.

Форманчук поддерживает мнение экспертов Drom.ru о том, что ситуация на автомобильном рынке России в последнем десятилетии стремительно меняется, причем не в лучшую сторону.

«Последние три года все стало заметно хуже. В Германии цены на Audi A4 10 лет остаются на одном уровне. В России из-за ослабления рубля она подорожала в три раза», — подсчитал эксперт.

Дилеры пытались сдерживать рост цен за счет «сокращения своей маржинальности», но дальше в этом направлении двигаться бессмысленно, утверждает Форманчук. «С каждой проданной машины из сегмента масс-маркет дилер получает сейчас 15 тыс. рублей. Они сейчас фактически выживают, вынуждено впаривая нам страховки, кредиты и зарабатывая на допоборудовании», — добавляет собеседник.

Как старый автопарк бьет по кошелькам водителей

Глава Федерации автовладельцев России Максим Едрышов считает, что старение автомобильного парка — это «общемировая тенденция». В США средний возраст эксплуатируемых автомобилей растет второй год подряд. В пандемию, по мнению Едрышова, многие начали думать так: «Лучше оставлю-ка я свою старую машину, так как деньги могут понадобиться сейчас совсем на другие вещи».

Однако, в России, с его слов, ситуация несопоставимо хуже. «Мы сейчас стремительно идем в сторону Латвии, Литвы, Венгрии и Румынии, где средний возраст машин превышает 17,5 года. Нам хочется в Британию, где возраст машин — восемь лет, а мы идем в Прибалтику. Люди ездят на старых автомобилях не потому, что они им так нравится, а потому что у них нет возможности купить новые», — говорит Едрышов. Он вспоминает, что раньше в России были программы господдержки автомобилистов, но сейчас их нет.

Как и другие опрошенные эксперты, он говорит, что ситуацию улучшило бы сокращение «хотя бы в два раза» таможенных пошлин. «По крайней мере, мы снова получили бы доступ к нормальным и безопасным автомобилям», — отмечает глава ФАР.

Дальнейшее старение автомобильного парка в России, по его словам, если и не приведет мгновенно к росту аварийности на дорогах, то точно продолжит бить по кошелькам россиян. В первую очередь — из-за роста эксплуатационных затрат на старые машины. «За последний год цены на те же масла и колодки выросли в России на 20-30%. Бензин также продолжает дорожать. Хотя это, скорее, признак стабильности — что бы ни происходило, топливо у нас дорожает год от года», — напоминает эксперт.

Что говорят оптимисты

Тем не менее в первом полугодии 2021 года продажи новых автомобилей в России выросли на 36,9% (всего продано 870,75 тыс. машин), говорится в отчете Ассоциации европейского бизнеса. Это на 28,7% больше, чем в июне 2020 года, и на 9,8% больше по сравнению с июнем 2019 года.

Так, продажи китайского Haval за июнь выросли на 143%. Продажи Hyundai увеличились на 44%, Lada — на 43%, Skoda — на 38%, Volkswagen — на 35%, ГАЗ — на 23%, Kia — на 11%, Toyota — на 2%.

Основываясь на этих цифрах, в АЕБ смотрят в будущее автомобильного рынка в РФ со сдержанным оптимизмом. «Динамика рынка сейчас превышает ожидания. Отсрочка повышения утилизационного сбора поддержала рынок и помогла замедлить рост цен на автомобили. Ситуация с COVID-19 ухудшается, но мы надеемся, что полного локдауна удастся избежать. Несмотря на сложности с поставкой полупроводников и повышение цен на металл, нам представляется, что удастся не допустить резкого падения продаж в 2021 году и в ближайшие месяцы мы увидим коррекцию», — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

Автопарк России на середину 2020 года

«Автостат Инфо» публикует данные исследования по парку легковых автомобилей в России. По состоянию на начало второго полугодия 2020 года в стране числится 43 087 214 легковых автомобилей. Самая массовая марка в автопарке страны — LADA.

  • Доля иномарок — 61,7% (26 581 393 ед.)
  • Доля российских автомобилей — 39,3% (16 505 821 ед.)
  1. LADA — 13 484 287 шт.
  2. Toyota — 3 252 467 шт.
  3. KIA — 2 230 972 шт.
  4. Hyundai — 1 999 313 шт.
  5. Renault — 1 979 450 шт.
Читайте также  Амортизаторы, стойки, картриджи ВАЗ

ТОП моделей:

  1. Lada 2170 (Приора седан) — 1 641 549 шт.
  2. Lada 2109 — 1 356 339 шт.
  3. Lada 2106 — 1 265 927 шт.
  4. Lada 2121 (Lada 4×4 3дв.) — 985 639 шт.
  5. KIA Rio — 886 028 шт.

Читайте также:

Поделиться в социальных сетях:

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..

Комментарии

ТОП материалы недели

ТОП товаров в магазине (еще)

Обращались ли вы к дилеру по гарантийному случаю на Лада Приора?

Лада.Онлайн

  • О проекте
  • ·
  • Правила
  • ·
  • Политика конфид.
  • ·
  • Контакты
  • ·
  • Мобильная версия
  • ·
  • Концепты LADA
  • ·
  • Реклама

Lada («Лада») — марка автомобилей, производимых АО «АВТОВАЗ». Ранее использовалась лишь для экспортных автомобилей, а для внутреннего рынка автомобили производились под маркой «Жигули». В 2004 году руководство «АВТОВАЗа» объявило о переходе на латиницу при официальном написании названий всех выпускаемых заводом автомобилей: Lada — вместо «ВАЗ» и «Лада».

Лада.Онлайн – крупнейший русскоязычный ресурс автомобильной тематики с многотысячной ежедневной аудиторией, который посвящён, преимущественно, автомобилям этой марки, отечественной автопромышленности и автомобильному миру в целом.

Данный сайт не является официальным сайтом LADA.

© 2021 Лада.Онлайн. Копирование материала разрешается только с указанием ссылки на источник.

Автобусный рынок РФ без господдержки не преодолеет спад

По данным «Автостат Инфо», за 2020 год продажи новых автобусов в России составили 13 339 единиц. Это на 5% меньше объёма техники, проданного за весь 2019 год, — 13 963 штук. За отчётный период на 1% упали продажи российских автобусов (с 12 278 до 12 202 единиц) и куда более заметно, на 33%, с 1 685 до 1 137 машин упали продажи автобусов-иномарок.

Рынок новых автобусов 2020 г.

На рынке автобусов в РФ лидируют отечественные марки. Первое место в годовой статистике продаж занимает «ПАЗ» — 6 109 проданных за год автобусов, что на 22% меньше продаж за 2019 год (7 864 единицы техники). На 54% за тот же период выросли перепродажи автобусов марки «ЛИАЗ» с 1 593 до 2 455 машин, что обеспечило бренду второе место в рейтинге автобусного рынка.

Третье место досталось «НефАЗу»: прирост составил +35% за прошлый год к показателю 2019 года, то есть с 1 404 до 1 898 единиц. Четвёртый результат на рынке автобусов в РФ демонстрирует «МАЗ»: +77% к продажам 2019 года с 377 до 667 штук, а пятый результат — «КАвЗ» (+1%, с 419 до 421 авто).

Годовой топ-5 самых популярных в стране автобусов на авторынке РФ в 2020 году возглавил ПАЗ-3205. Продажи модели за год упали на 13% с 3 480 до 3 029 единиц, отмечают в материалах статистики «Автостат Инфо».

Второй результат показывает ПАЗ-3204: 1 907 проданных машины, что на 29% ниже уровня реализации 2019 года, когда было продано 2 669 таких автобусов.

У НефАЗ-5299 продажи выросли на 44%, с 1 218 в 2019 году до 1 748 штук в 2020 году (3-е место в сегменте), четвёртую строчку завоевал ЛИАЗ-5292 с результатом 1 744 единицы против 715 машин (прирост на 144%). Замыкает «пятёрку» модель ПАЗ-4234, показавшая спад на 20% в отчётный год — с 1 176 до 936 единиц техники.

Региональный анализ автобусного рынка РФ показывает, что основные продажи техники пришлись на рынок Центрального ФО. За год объём реализации новых автобусов вырос здесь на 2% до 4691 авто. На рынке Приволжского округа продажи автобусной техники, наоборот, упали на 15% до 2 235 единиц. Третий по ёмкости продаж рынок сбыта — Северо-Западный округ, где за год было реализовано 1 772 новых автобуса, на 22% больше, чем за предыдущий год.

В Сибирском округе объём автобусного рынка за год упал на 7% до 1690 единиц. На Урале за год продаж составил +11%, в абсолютном значении объем реализации вырос до 1 319 единиц техники. На Дальнем Востоке, как показывают исследования «Автостат Инфо», за 2021 год продажи автобусов «просели» на 22% до 556 штук, а на северокавказском рынке показатели реализации упали на 42% до 181 авто.

Рынок б/у автобусов 2020 г.

Рынок автобусов с пробегом за год показал еще более существенный спад, чем рынок новой техники, и «просел» на 23%. В абсолютных цифрах спад перепродажи упали с 26 217 до 20 273 машин. В сегменте российской продукции было зафиксировано падение продаж на 21% с 21 356 до 16 892 автобусов, а в сегменте иномарок — на 30% с 4 861 до 3 381 авто.

Топ-5 брендов рынка б/у автобусов по итогам всего 2020 года составили: «ПАЗ» — 9 951 перепроданный автобус (-19%; 12 341 авто), «НЕФАЗ» — 1 597 единиц (-1%; 1 614 машины), «ЛИАЗ» — 1 228 штук (-36%; 1 920 авто), а также «МАЗ» — 835 единиц (-16%; 999 автобусов) и «Волжанин» — 654 машины (+187%; 228 единиц).

Самая востребованная модель на рынке автобусов с пробегом в России по итогам 2020 года — ПАЗ-3205, объём перепродаж которой за год упал на 29% до 5 256 единиц. Второй результат показал ПАЗ-3204 — 2 539 единиц, (+5%), а третьим стал ПАЗ-4234 с показателем перепродаж в 1 237 штук (-19%). Годовой топ-5 моделей дополнили также НефАЗ-5299 — 968 единиц (-2%), Tagaz County — 612 автобусов (-26%).

Рынок новых автобусов январь 2021 г.

Рынок новых автобусов стартовал в 2021 году с заметного спада продаж. В сравнении с январем прошлого года
количество проданных автобусов в стране упало на 12,4% и сократилось с 1090 до 955 единиц. Произошло это в основном из-за спада продаж в сегменте иномарок, который «просел» на 56% с 155 до 68 машин (доля в объёме продаж — 7,1%). При этом продажи российских автобусов упали только на 5% в годовом сравнении с 935 до 887 единиц, а их доля в объёме всего рынка осталась на уровне 92,9%.

«ПАЗ» в январе 2021 года сохранил лидерские позиции на рынке новых автобусов и реализовал 582 авто, на 2,6% больше, чем годом ранее — 567 единиц. Первое место в линейке «ПАЗ» и первое место на автобусном рынке занимает модель ПАЗ-3205, продажи которой в январе 2021 года составили 302 машины, что на 5,3% ниже уровня реализации прошлого года (319 единиц). Второе место в рейтинге среди моделей занял ПАЗ-4234 — 165 штук, на 35% ниже уровня продаж за январь 2020 года (122 авто).

Вторым среди марок рынка автобусов в январе стал «ЛИАЗ» — 129 проданных единиц техники, на 40% меньше, чем годом ранее (214 единиц), за ним расположился «НЕФАЗ» — 102 машины (+30%; 78 единиц), а топ-5 дополнили «МАЗ» — 50 автобусов (+127%) и IRISBUS — 17 единиц. «Пятёрку» самых продаваемых моделей автобусного рынка РФ в январе 2021 года дополнили также: ПАЗ-3204 — 102 перепроданных автобуса (+21%), НЕФАЗ-5299 — 95 единиц (+48%) и ЛИАЗ-5292 — 49 штук (-59%).

В Центральном ФО продажи новых автобусов упали в январе на 29% в годовом сравнении с 314 до 224 машин. При этом именно этот рынок остается главным рынком сбыта автобусной техники. Второй по величине продаж был зафиксирован в Северо-Западном ФО — 177 единиц, на 37% больше, чем в январе 2020 года — 129 машин. В Приволжском округе продажи «просели» на 30% с 225 до 157 единиц. В Сибири объём автобусного рынка вырос на 18,6% с 140 до 166 машин, а на Урале за тот же период был зафиксировал спад продаж на 7,4% с 121 до 112 авто. В Южном округе за месяц был реализован 81 новый автобус (-11%), на Дальнем Востоке — 21 (-49%), а на Северном Кавказе — 17 единиц (-41%).

Рынок б/у автобусов январь 2021 г.

Не избежал спада продаж в январе и рынок автобусов с пробегом. Перепродажи упали на 31,7% к январю 2020 года, отмечают аналитики «Автостат Инфо», то есть с 1 633 до 1 116 единиц. На 35,6% с 298 до 192 упали перепродажи автобусов-иномарок (доля 17,2%) и на 30,8% с 1335 до 924 машин снизились перепродажи российской техники (доля — 82,8%).

Также как и на рынке новой техники, в сегменте б/у автобусов лидерство удерживает «ПАЗ». В январе этого года объём перепродаж автобусов этой марки составил 553 единицы, что оказалось на 15,3% меньше прошлогоднего результата — 653. Среди «ПАЗов» с пробегом первое место удерживает «ПАЗ-3205», который является также абсолютным лидером на рынке б/у автобусов в РФ.

В январе этого года был перепродан 301 такой автобус, а годом ранее — 411 (спад на 27%). Второй результат продаж среди моделей — у «ПАЗ-3204» с результатом 156 единиц техники, на 42% больше, чем годом ранее (110 авто).

Второе место среди брендов вторичного рынка автобусов в январе 2021 года занимает «ЛИАЗ» — 118 единиц, что указывает на рост перепродаж в размере +93% к прошлогоднему результату (61 авто). Модель ЛИАЗ-4292 занимает третье место в списке самых востребованных автобусов на рынке б/у машин с результатом 79 перепроданных единиц в январе (годом ранее — 2 авто). «НЕФАЗ» вышел на третье место среди брендов автобусного рынка, несмотря на спад перепродаж в размере — 47,6% до 66 единиц. Четвёртым стал «МАЗ» — 54 перепроданных автобуса (-55%), а пятым Higer — 32 авто (+39%).

Январский топ-5 моделей вторичного рынка автобусов дополнили ПАЗ-4234 — 66 перепроданных машин (-21%) и Tagaz County — 32 авто (-18%). Динамика спада продаж на рынке автобусов в РФ вызывает опасение у аналитиков «Автостат Инфо». Этот сегмент авторынка в наибольшей степени зависит от дотаций и поддержки со стороны государства. И если в течение года автобусный рынок такой помощи не получит в достаточном объёме, скорее всего, продажи автобусов сократятся за год примерно на 3%.

Текст: Автостат Инфо

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: